CBRE и Pridex посчитали затраты компаний на офисы

CBRE и Pridex посчитали затраты компаний на офисы. Дизайн офиса: интерьеры, материалы, мебель, акустика. Коворкинги. БЦ.

Компания Pridex, один из лидеров на рынке fit-out услуг, и CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости, провели совместное исследование рынка офисных интерьеров компаний за период 2015-2016 гг.

В ходе исследования, специалисты компаний проанализировали больше 110 интерьеров офисов компаний из десяти основных секторов экономики: FMCG, B2B-услуги, IT, промышленность, банковский и финансовый секторы, ресурсодобывающий и ресурсоперерабатывающий секторы, медиа, ритейл, фармацевтика/медицина и строительство.

Выяснилось, что наиболее комфортными условиями для работы сотрудников обладают офисы фармацевтических и медицинских компаний. Их содержание в перерасчете на одного сотрудника обходится в среднем в 618 тыс. рублей в год. Эти же компании предоставляют наибольшую площадь на одного сотрудника в офисе – 13,45 кв. м.

Второе место по индексу комфортности офисов заняли компании ресурсодобывающего сектора. Здесь расходы на офис в пересчете на одного сотрудника составили 595 тыс. рублей в год. За ними следует банковский сектор 554 тыс. рублей в год) и компании FMCG-сегмента (512 тыс. рублей в год).

Самые комфортные кабинеты предлагают своим линейным менеджерам компании из сегментов FMCG и IT, их средняя площадь составляет 19,5 и 17,9 кв. м соответственно. А расходы на их содержание в год составляют 879 тыс. рублей и 979 тыс. рублей в год.

Средняя площадь кабинета топ-менеджера у компаний из сектора "ресурсы" составляет 72 кв. м, при стоимости содержания около 3 млн 150 тыс. рублей в год – это самые большие кабинеты в Москве.

Также стоит отметить, что в структуре единоразовых затрат доля fit-out в периоде с 2013 по 2016 гг. выросла с 52% до 64%. При этом, единоразовые расходы на аренду упали с 48% до 36% в связи со снижением арендных ставок, а также из-за решения компаний инвестировать в новый офисный интерьер.

Одним из результатов исследования стало распределение компаний на 3 основные группы, исходя из структуры офисных планировок.
К самой многочисленной относятся офисы, в рамках которых доля open-space превышает 50%, тогда как кабинеты занимают менее 10%. В группу входят большинство офисов компаний из B2B-услуг, FMCG, IT, медиа, торговли, фармацевтики и медицины.

Вторая группа – офисы, доля open-space в которых занимает от 40% до 50%, тогда как доля кабинетов варьируется от 10% до 20%. Подобные офисы используют в основном компании из секторов промышленности строительства, банковского сектора.

В третьей группе на долю open-space приходится менее 40%, при этом доля кабинетов превышает 30%. Подобные офисы предпочитают компании из ресурсного сектора.

Наиболее эффективными планировками располагают компании из FMCG сектора, что позволяет им минимизировать расходы на содержание коридоров до 1,9 тыс. рублей на 1 кв. м в год, что в 2,3 раза меньше, чем средний для Москвы показатель в 4,5 тыс. рублей за кв. м в год.

Наибольший уровень расходов на коридоры и другие неэффективные площади отмечается в интерьерах офисов компаний, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых и компаний, представляющий банковский и финансовый сектор – 8300 рублей и 6100 рублей за 1 кв. м в год соответственно.

Исследования коснулись и зон отдыха. Наиболее обеспечены объектами рекреации офисы компаний из сегментов: ритейл (9,5% от площади офиса), медиа бизнеса (8,5%), IT (8%), фармацевтика (6,3%), при средних для Москвы показателях – 5,72%. Наименее располагающими к отдыху оказались офисы строительных компаний и организаций, специализирующихся на B2B услугах – 3% и 3,1% соответственно. А самые дорогостоящие рекреационные объекты отмечены в офисах медийных, ритейл компаний, а также у IT-шников и фармацевтов.

Самыми большими по площади рецепциями располагают офисы ритейл-компаний – в среднем 157 кв.м, со стоимостью содержания около 5 032 000 руб. в год. Далее следуют промышленные компании – 136 кв.м / 5 237 000 руб. в год и строительные компании – 125 кв.м с 4 743 руб. в год. Небольшие рецепции предпочитают компании из секторов FMCG, B2B Услуг, IT и фармацевтики.

Сергей Кудрявцев
управляющий партнер PRIDEX

Организация удобного и продуманного офисного интерьера является одной из наиболее актуальных тем на рынке коммерческой недвижимости. Наглядным примером является количество проектов, экспонируемых в рамках профильных выставок и конкурсов. Тем не менее, на сегодняшний день в свободном доступе практически полностью отсутствует объективная информация по этой теме. Целью нашего исследования является распространение объективной информации об уровне комфорта современных офисов и подходах к планировкам интерьеров, характерных для компаний из различных секторов экономики. Полученная статистика затрагивает многочисленные параметры помещений, в том числе средние показатели площади и стоимости содержания кабинетов и рабочих станций сотрудников, доли различных зон офисов, в том числе переговорных, рекреационных и технических помещений.

Павел Якимчук
руководитель направления внутренней отделки помещений CBRE

Мы считаем данное исследование очень важным шагом вперёд в понимании структуры офисного рынка Москвы. Впервые в истории исследование затрагивает все основные критерии и параметры офисных помещений, включая рациональность использования площади, затраты на аренду и выполнение отделочных работ. Мы надеемся, что в перспективе для многих компаний, исследование станет хорошим инструментом, позволяющим производить оценку своего офиса и принимать решения о необходимости тех или иных изменений. Наше исследование так же позволит произвести укрупненное сравнение модели работы офиса с компаниями своего сектора экономики.