7 главных принципов обустройства офисных интерьеров

Компания PRIDEX провела исследование различных подходов к планировке и обустройству офисных помещений, которыми руководствуются компании, планирующие реализацию проектов офисных интерьеров.

Базой исследования послужили данные брифов на проектирование офисных интерьеров более 250 компаний, проекты которых были реализованы за последние 3 года в бизнес-центрах класса «А» и «В».

«Все лучшее боссу»

Подавляющее большинство (около 65%) российских и иностранных заказчиков при обустройстве офисного пространства акцентируют свое внимание на отделке помещений, предназначенных для руководящего состава компании. Тенденция прослеживается не только при выборе дорогостоящих материалов отделки кабинетов, но и в инженерном оснащении VIP-зон. В среднем на интерьер, предназначенный для руководства, компании готовы тратить на 25-30% больше, чем на зоны, отведенные для рядовых сотрудников.

Интересно, что подобный подход к обустройству офисов характерен не только для организаций с иерархичной структурой управления, но и для демократичных компаний. Типичным примером, который реализуется во многих международных компаниях, является выделение в open space рабочих станций топ-менеджеров, которые, как правило, больше по площади, чем рабочие места клерков, расположены в престижных местах у окон в угловых частях зданий и обосабливаются мебелью и прочими системами хранения или акустическими ширмами.

«VIP-Консерваторы»

Отдельного внимания заслуживает консервативный подход к выбору офисного пространства – 5% запросов от общего объема. Интересно, что чем старше топ-менеджмент компании, тем традиционней интерьер офиса. Сторонники консервативного принципа придерживаются классического оформления офисных интерьеров: приоритет отдается кабинетной системе планировки, в отделке используются дорогостоящие материалы, такие как шпон, массив дерева, мрамор или керамогранит.

Подобный тип запросов можно встретить все реже, так как внимание клиентов постепенно смещается к рациональному применению интерьерных решений и созданию комфортной среды для рядовых сотрудников в open space.

«Все в одной лодке»

Принципа соблюдения равенства в рабочих условиях придерживаются лишь 10% компаний, реализовавших проекты офисных интерьеров за последние 3 года. Подобные работодатели не разделяют рабочее пространство на зоны руководителей и офисных клерков, равномерно распределяя рабочие зоны в open space. Проектам характерны большое количество переговорных комнат, lounge-зон и неформальных помещений для командной работы, а также игровых комнат, кофе-поинтов и других элементов рекреации. Такой тип запросов характерен для иностранных клиентов, чаще для американских и скандинавских компаний.

Стоит отметить, что подобный принцип позволяет наиболее эффективно расходовать средства на обустройства офиса, избегая затрат на создание кабинетных систем и прочих малоэффективных помещений.

«Максимум на общественные зоны»

Вторым по популярности требованием к обустройству офисного интерьера за последние 3 года стал принцип, согласно которому особое внимание уделяется общественным пространствам. Данное требование присутствует в 35% технических заданиях на разработку проекта строительства корпоративных интерьеров. Концепции подобных офисов предполагают, что сотрудники будут максимально использовать пространство для совместной работы, а персональные рабочие места будут выполнять лишь вспомогательную функцию.

Столь новаторские решения организации труда, оказывающие значительное влияние на компоновку и оснащение офисных интерьеров, популярны не только у небольших и динамичных компаний, но и крупных корпораций. Наиболее показателен пример активного претворения в жизнь таких идей является программа agile-офиса крупнейшего российского банка – Сбербанка.

«Новаторы»

В рамках каждого десятого проекта заказчики запрашивают полный объем информации об инновационных решениях, которые реализуются в современных офисах. После анализа их эффективности, компании останавливают свой выбор на оптимальном наборе технологий, которые будут использованы в их офисах. На сегодняшний день количество таких клиентов стремительно увеличивается, причиной чего является постоянное совершенствование рынка инноваций.

Подобные требования чаще всего касаются инженерного и технологического оснащения офисного пространства. Среди наиболее популярных систем мы отмечаем: биометрические считыватели для распознавания лиц сотрудников, системы умного бронирования переговорных комнат, комплексные мультимедийные системы, которые управляют через приложение на мобильном телефоне освещением, вентиляцией или кондиционированием, система звукомаскировки (sound masking), которая за счет дополнительного звука в помещении делает речь менее разборчивой, и многое другое. Заказчики-новаторы готовы тратить на «начинку» офиса на 15-20% больше, чем в среднем по рынку.

«Долговечность» или офисы, рассчитанные на эксплуатацию более 10 лет

Порядка 5% компаний выдвигают особые требования к сроку службы нового офисного интерьера, обустраивая помещения из расчета возможности их эффективного использования в течение 10 лет при средних для рынка показателях в районе 5 лет. Данные требования имеют под собой логичные причины. Например, офис компании расположен в одном из наиболее востребованных бизнес-центров Москвы, и данная локация полностью соответствует планам развития заказчика в среднесрочной перспективе.

При реализации такого проекта предпочтение отдается дорогостоящим материалам внутренней и внешней отделки, а также высокотехнологичному инженерному оборудованию от ведущих производителей, что увеличивает стоимость проекта в некоторых случаях до 20%. Подобные требования выдвигаются крупными и стабильными компаниями вне зависимости от сферы их деятельности.

«Экофрендли»

Около 3% заказчиков предъявляют высокие требования к энергосберегающим функциям офиса. В большей степени это иностранные компании, в регламентах которых прописано, что все их представительства должны соответствовать международным «зеленым» стандартам. В процессе проектирования такого офисного интерьера важная роль отводится инженерному оснащению и отделке в рамках сертификации ведущих международных экологических рейтинговых систем (LEED, BREEAM, DGNB). Для создания «зеленого» офиса необходима единая интерьерная концепция, включающая в себя спроектированные определенным образом объемно-планировочные решения, вариации проектов инженерных систем, набор отделочных материалов и инженерного оборудования.

Алейников Александр Сергеевич
коммерческий директор и партнер компании PRIDEX

Выступая в качестве коммерческого директора, Александр Алейников представляет интересы PRIDEX в рамках тендерных конкурсов. Александр располагает уникальным опытом оценки различных проектов в сжатые сроки. Именно на его анализе и рекомендациях строится дальнейший ход реализации проектов. В PRIDEX – с 2009 года. За его плечами карьерный путь от менеджера тендерного отдела до коммерческого директора. Главным результатом работы Александра стало создание эффективной бизнес-структуры, доказавшей свою высокую конкурентоспособность регулярным пополнением портфеля заказов PRIDEX.