Коворкинг – это завод в кармане

Коворкинг – это завод в кармане

Основатель и главный архитектор бюро Panacom Арсений Леонович, автор интерьеров сети коворкинг-центров в Подмосковье «Старт» и пространства Открытого правительства Москвы о том, почему у формата коворкингов гораздо больше потенциала, чем кажется.

- Почему среди игроков рынка коммерческой недвижимости так много скепсиса в отношении коворкингов?

Арсений Леонович: Потому что у большинства сложилось неправильное ощущение, что коворкинг – это своего рода «недоофис»: был небольшой бюджет, на полноценное пространство денег не хватило. Оттого в дизайне коворкингов возникает либо излишняя претенциозность, либо появляются безликие помещения, смысл которых не до конца понятен ни девелоперам, ни арендаторам, ни посетителям.

На мой взгляд, коворкинг может стать новым и полноценным форматом современного офиса, совокупностью всего: и бизнеса, и креатива, и привычных бытовых функций.

- Может быть дело в названии, ко-воркинг (пер. – «совместная работа»)?

А.Л.: Для себя я определяю такой формат как spa-working. Это среда, где не задумываешься, в офисе ты или дома, стартап ты или крупный международный холдинг, где можно занимаемся любым видом деятельности, можно отдохнуть 15 минут или час, уединиться в акустической капсуле, есть, пить, сходить на фитнес или на массаж. В тех десяти коворкингах, которые мы проектировали для подмосковной сети «Старт», было применено немало специальных решений: мини-офисы, зоны лекториев, кофе-поинты, неформальные лаунжи, спортивные уголки. В дизайн-проектах тщательно проработана айдентика: яркие динамичные цвета, мотивирующая символика. Мы предусмотрели зоны, достаточные по площади и для индивидуальной работы, и для небольших групп, разместили в интерьерах не просто столы и стулья, а столы-диваны, с подсветкой, мягкими аксессуарами, яркие кофе-поинты и настольный хоккей прямо за перегородкой. Вот это все и есть spa-working. Ты не испытываешь неудобство и стресс от того, что необходимая тебе функция не предусмотрена рядом.

- А дорого ли решать задачи по созданию подобных мультисервисных пространств?

А.Л.: Важно понимать, что для функционирования коворкинга как бизнеса нужно выстраивать связи, учитывать взаимодействие частей проекта. И тогда, нужной экономии можно достичь при помощи ярких дизайн решений, качественного продуманного брендинга, внимательного подхода к выбору производителей мебели и материалов. По оценкам специалистов на отечественную мебельную индустрию уже приходится больше 60% рынка. Выбирать есть из чего, главное, учесть специфику проекта.

Мы делаем ставку на трансформирующуюся мебель, которая может легко видоизменяться и использоваться по-разному: например, с одной стороны конструкции есть письменный стол, с другой – небольшой диван, и такую мебель мы производим сами.

Важно учитывать в проекте возможности кастомизации. Свою мебель, к примеру, мы всегда можем покрасить в нужный оттенок, можем интегрировать подсветку, хабы и разъемы для подключения периферийных электронных устройств.

- Требует ли проект коворкинга внушительных площадей?

А.Л.: Неважно, имеешь ты 14 га или 500 кв. м, нужно мыслить шире. Не стоит думать, что есть коробка, в ней 5 тыс. кв. м, ее можно сдать на два года тем, кто хочет расставить столы и сесть работать. Нужно думать, что у тебя есть коробка, и ее можно насытить функциями, которые необходимы современному горожанину: от услуг финансовых, юридических, медицинских, до минифабрик или микроцехов. Сегодня все становится более компактным. Мы можем общаться со всем миром, удерживая в руке небольшой гаджет. Раньше у тебя в кармане был телефон, а теперь в кармане – завод. И ты управляешь этим заводом на территории вчерашнего коворкинга в помещении 20 кв. м.

- Существуют ли сегодня такой тип недвижимости, который наиболее эффективен и перспективен для развития в нем формата коворкингов?

А.Л.: Да, это здания и комплексы бывших научно-производственных объединений, у которых структура зданий и планировка позволяют адаптировать их под разный набор функций. К примеру, у «Плутона» и «Калибра» есть площади, которые без огромных усилий можно трансформировать под производственные, исследовательские или лабораторные помещения. В них можно размещать необходимое оборудование для, скажем, наносварки, а в соседних помещениях будут находиться те, кто разработал эту деталь и нуждается в прототипе. Здесь же, на одной территории, может находиться брокер, который проконсультирует о кредитовании стартапа, а нужная идея с которой вы к нему обратились, пришла в спортзале, который вы посетили 15 минут назад в соседнем подъезде.

НПО могут стать удачными прецедентами, если на них будет обращать внимание не только бизнес, но и власть. Нужно понимать, что процессы в обществе происходят на макро- и микроуровнях. Раньше здание представляло собой 100% функцию, то теперь ему отведено в жизни и экономике города от 2 до 7%. Говорю как архитектор – в скором времени будет неважно, какой перед тобой дом - Г-образный, свечка или горизонтальный небоскреб.