Рецепт успеха: Правила рабочего места

Правила рабочего места. Дизайн офиса: интерьеры, материалы, мебель, акустика. Коворкинги. БЦ.

Интервью с генеральным директором Aurora Group Максимом Неретиным

Компания Aurora Group провела исследование, выявившее наиболее важные для сотрудника факторы формирования комфортной и продуктивной рабочей среды в офисе. Генеральный директор компании Максим Неретин поделился с OffceNext результатами исследования и дал несколько советов о том, каким должно быть правильное удобное рабочее место.

- Как проводилось исследование и какова его цель?

Максим Неретин: За последние 5 лет многие предприниматели и топ-менеджеры в России осознали, что офис – не только место физического нахождения организации, но и важный инструмент управления бизнесом. От его характеристик зависят возможности компании по привлечению и удержанию высококлассного персонала, способность быстро менять структуру под новые задачи бизнеса или проекты.

Как следствие, на рынке коммерческой недвижимости появилось немало ярких проектов. И сам рынок стал гораздо более конкурентным, с большим количеством как российских, так и иностранных участников. Однако системных исследований, позволяющих выявить ключевые критерии при создании нового офиса, до сих пор представлено не было. Каким должно быть идеальное рабочее место и что следует учитывать руководству компании при аренде нового помещения и проведении ремонтных работ для того, чтобы в итоге получилось грамотное офисное пространство?

Ответить на этот вопрос должно исследование, проведенное компанией Aurora Group. Реализовав за последние 5 лет более 70 офисных проектов, среди которых есть представители разных секторов и сегментов бизнеса (CTC Media, Интер РАО ЕЭС, Норильский Никель, Aegis Media, Knight Frank), мы получили возможность опросить свыше 4,5 тысяч сотрудников. Цель исследования - выявить основные предпочтения и объекты недовольства в офисных пространствах. Респондентам предложили самостоятельно оценить уровень важности тех или иных факторов для комфортной работы, а также отметить особенности текущей ситуации в офисе.

- Что это за факторы?

М.Н.: Мы выбрали следующие пункты для анализа:

• Мебель и удобство личного рабочего места
• Визуальная конфиденциальность
• Звуковая конфиденциальность
• Наличие и правильная организация переговорных помещений
• Наличие необходимых систем хранения
• Возможность изменять свое рабочее пространство
• Наличие места для совместной работы, работы проектной команды
• Качество вентиляции
• Отопление и кондиционирование
• Естественное освещение/дневной свет
• Хорошее искусственное освещение

Самыми важными, по мнению респондентов, оказались мебель и личное рабочее место, а также качество вентиляции, отопления и кондиционирования. Таким образом, больше всего внимания при выборе нового офисного пространства, по мнению сотрудников, необходимо уделять качеству внутреннего климата пространства. Важными факторами, как и ожидалось, также стали уровень естественной освещенности и звуковой конфиденциальности каждого отдельного рабочего места.

По результатам исследования мы смогли сделать выводы о самых частых ошибках, возникающих при создании офиса.

- Какие рекомендации вы можете дать административным директорам при планировании новых офисных пространств или при работе с текущим офисом?

М.Н.: Первое и главное – не надо экономить на системах освещения, отопления и вентиляции. Вложение в качественные инженерные системы - одно из самых окупающихся, если вы планируете долгую и счастливую жизнь в новом офисе. Согласно исследованию Aurora Group, cреди первостепенных запросов сотрудников лидируют жалобы на качество вентиляции (максимальный показатель - коэффициент 1,95 по формуле, примененной в опросе), отопление и кондиционирование (1,64), естественное освещение/дневной свет (1,27), хорошее искусственное освещение для вечерних часов и зимнего времени (0,61).

Второе: необходимо учитывать акустические свойства офисного помещения. Тенденция последнего десятилетия, особенно свойственная инновационным бизнесам - IT, реклама, медиа, продакшн, - развивать внутренние коммуникации, заменив кабинетную систему на open space. При этом отчетливо прослеживается желание сотрудника работать в тишине и иметь определенный уровень приватности, которое противоречит глобальной тенденции. К тому же русские компании нередко предпочитают отделять открытое рабочее пространство от естественного света кабинетами руководителей, т.к. последним непривычно сидеть в стеклянных «аквариумах». Все это существенно снижает качество рабочего пространства для сотрудников по ключевым для них критериям.

- Можно ли как-то повысить эффективность работы в open-space?

М.Н.: Да, для этого необходимо стараться размещать рабочие место вдоль фасада здания и обеспечивать достаточное количество вспомогательных зон для общения, переговоров, телефонных звонков и отдыха.

Еще один важный совет: не стоит экономить на качестве рабочей мебели и, прежде всего, кресла. Попытки “втиснуть” в минимум пространства максимум сотрудников влияют не только на вентиляцию, которая рассчитана на определенное количество людей на кв метр, но и на самочувствие сотрудников, для которых также важна и визуальная конфиденциальность (0,77). В европейских офисах средний размер стола - 160 на 80 см. В России зачастую можно встретить 120 на 60. Такие “урезанные” модели в Европе и США используются только в колл-центрах.

Некоторые сотрудники не отказались бы от наличия рядом системы хранения личных вещей (0,15).

- Как обстоят дела с различными meeting-rooms?

М.Н.: Командная работа в среднем может занимать от 30% до 90% времени сотрудника, в зависимости от сферы работы и должности. Серьезная нехватка помещений для переговоров наблюдается особенно в офисах, функционирующих не первый год. Правильное проектирование, а также корректная оценка количества и типов таких помещений позволяет повысить эффективность рабочего процесса.

Офис – это место, где большинство из нас проводит значительную часть своей жизни. От правильной организации рабочего пространства зависит очень многое - начиная от нашего настроения и заканчивая эффективностью работы всей команды.