Best Office Awards

Музей современного искусства Гараж (вторая очередь)

фото музей современного искусства гараж (вторая очередь), дизайн музей современного искусства гараж (вторая очередь)

Офис в здании с историей

О проекте

Заказчик: Музей современного искусства «Гараж»

Адрес: Москва, Крымский вал 9/45

Проектирование: Первый этап: 2012-2014; Второй этап: 2016-2018

Реализация: Первый этап: 2014; Второй этап: 2017-2018

Общая площадь: 1400 кв.м

Проектирование и строительство

Архитектурное бюро: FORM (Ольга Трейвас, Вера Одынь, Полина Литвиненко, Мария Злобина, Криспайн Ван Сас, Наталия Самохина)

Производители и поставщики

Мебель: BENE, Solo Office Interiors, HAY, Muuto, Lema, Moooi, Buzzi space, Mattiazzi, Sancal, IKEA

Поставка мебели: Megapoliscasa

Поставка освещения: Luxmetr

Перегородки: Bencore Hexaben, Северный портал

Напольные покрытия: Noraplan, Spacia Xtra, Kerama Marazzi

Текстиль: Доброе утро

Двери: Aleston

Освещение: Lampe Gras, ARCHIVESTORE

Выставочная, образовательная, научная и издательская деятельность Музея современного искусства «Гараж» отражает актуальные процессы в русской и международной культуре. История музея началась в Бахметьевском гараже, построенном по проекту Константина Мельникова. Не удивительно, что одним из важных элементов ДНК «Гаража» стало особо бережное отношение к архитектуре, что нашло отражение в офисе компании.

Бизнес-задача

Вторая очередь строительства офиса в связи с расширением штата и направлений деятельности музея. Стремление уважать исторический контекст, поиск решений, которые превращают обыденное место работы в творческое пространство.

Организация пространства

В середине 2012 года Музей современного искусства «Гараж» принял решение о переезде в Парк Горького, где ему выделили часть пустующего здания 1893 года постройки. Помещения очистили от поздних наслоений, обнаружив под гипсокартоном гигантские лестницы, а под поздней кирпичной кладкой – великолепные окна. В ходе работы были восстановлены проемы: несколько окон-иллюминаторов и выходы в парк.

Структура уже освоенных четырех этажей штаб-квартиры легко просматривается: несколько открытых рабочих пространств расположены на разных уровнях, каждое подразделение обособлено, но при этом имеет возможность постоянно взаимодействовать с остальной командой. Подкровельное пространство используется как дополнительный этаж.

Подкровельный этаж, первая очередь

Кабинет директора «нависает» над всем офисом. В основном в офисе организованы закрепленные рабочие места. Существует несколько переговорных комнат для командной работы.

Дизайн-идея

Наслоение эпох ощущается и в интерьере: в исторический остов здания инсталлированы современные скульптурные объемы, разные по форме и фактуре – каждый из них имеет свою функцию. На фоне арок судоремонтного завода стоит современная мебель с поверхностями из терраццо, а конструктивистские лестничные марши с окнами-иллюминаторами соединяют между собой рабочие блоки.

Работая в здании с такой историей, пришлось решать множество технических задач: несущие конструкции еще на первом этапе освоения здания существенно укрепили металлическими обоймами – эти элементы намеренно не замаскированы, чтобы следы разрушения и восстановления оставались видимыми, а вместе с ними и процесс развития здания.

Крыша собрана заново: новые фермы, идентичные прежним по форме, сделаны из клееного бруса.

Офисная модель

Полина Литвиненко
ведущий архитектор проекта

Работа над офисом была напрямую связана с исследованием здания, в котором он располагается. Завораживает, что это здание способно оставаться незаметным, находясь в очень оживленном месте.Те немногие, кто останавливает на нем взгляд, обнаруживают странные детали: ведущие в никуда лестницы, длинные фасады с заложенными окнами. Мало кто знает, что за этими фасадами в самом центре постройки на месте кинозала, разрушенного взрывом снаряда, растут деревья. В процессе проектирования и работы над книгой о здании, которые велись параллельно, нам открывались все новые детали: дореволюционные арки, заложенные проемы, необычные конструктивные особенности. Наши проектные решения построены на аккуратной инсталляции новых функциональных блоков в существующее историческое обрамление: каждый из этих блоков имеет свой характер.

Вера Одынь
архитектурное бюро FORM

Лучше понять, из чего вырос офис и как параллельно консервировалось здание, помогает история. У здания, в котором располагается офис «Гаража», она непростая: оно много раз перестраивалось, во время Великой Отечественной войны в него попала бомба, а интерьеры многократно трансформировались. Кирпичный остов здания сохранился от Судоремонтного завода, построенного в 1893-95 годах по проекту архитектора Сергея Шервуда. Железобетонные перекрытия появились в середине 1930-х в кинотеатре, который был реализован по проекту советского архитектора Василия Войнова и бразильского архитектора Родриго Дакосты. Часть здания, отведенная под офис «Гаража», с 1990-х была приспособлена под офис и склады сантехнической компании «Контек», и в 2012 году выглядела как типичный офис рубежа 1990 – 2000-х: пространство с клетушками из гипсокартона, многослойными потолками и остатками бетонных оснований для бассейнов.

Ольга Трейвас
архитектурное бюро FORM

Здание имеет интересную историю и представляет собой пространственно-временной тетрис. В разное время работу над ним вели архитекторы С. Шервуд, А. Щусев, Эль Лисицкий, В. Войнов, бразилец Р. Дакоста, а в качестве художников были задействованы А. Дейнека и братья Стенберги. Мы приложили руку к зданию, которое уже пережило запустение и застройку в 1990-е и 2000-е. По сути, мы реанимировали структуру 1930-х, приспособили ее под нужды и творческую атмосферу музея и вскрыли архитектурные слои, существовавшие до нас. Во время работы мы раскопали так много исторических сокровищ, что решили вывести работу над офисом на новый уровень: весной выходит книга об этом проекте – большое совместное исследование Музея, историков и архитекторов FORM.

Проект-номинант Best Office Awards 2018!

Приобрести билеты на церемонию награждения Best Office Awards 2018 и зарегистрироваться на форум Business & Design Dialogue 2018.