Коворкинг как офис будущего

Коворкинг как офис будущего . Дизайн офиса: интерьеры, материалы, мебель, акустика. Коворкинги. БЦ.

На форуме Business & Design Dialogue 2018 теме коворкингов уделили особое внимание, объединив целый ряд мероприятий в Coworking Event. В рамках форума прошло несколько тематических дискуссий, коворкингам была посвящена специальная номинация премии Best Office Awards 2018, а одно из центральных мест на выставке, развернувшейся в залах Даниловского Event Hall, заняла экспозиция Regus, всемирно известного оператора коворкингов.

Три дискуссии, посвященные коворкингам, позволили рассмотреть самые насущные проблемы, связанные с развитием и распространением этого типа офисных пространств в России. Компетентные участники делились опытом, обсуждали перспективы развития этого относительно нового для нашей страны явления, но уже проделавшего определенную эволюцию и прочно завоевавшего собственную нишу на рынке офисной недвижимости.

В начале дискуссии «Коворкинг и сервисы VS традиционная аренда. Кто победит?» ее участники попытались договориться о терминологии, отметив, что изменилось самого понятие «коворкинг». Сегодня этим термином именуют не только опен-спейс, в котором можно арендовать закрепленное или незакрепленное рабочее место, но и другие типы пространств. Чаще всего этим термином обозначают управляемый офис, в котором предоставляются различные сервисные услуги. Подобно тому, как это происходит в туристическом бизнесе, офисные операторы управляют офисной недвижимостью.

Пользователям коворкингов такая схема удобна – не нужно брать на себя долгосрочную прямую аренду, заниматься отделкой. Обращаясь к операторам, арендаторы получают уже готовый офис, а в дальнейшем имеют возможность сужаться или расширяться, переезжать. То есть быть более гибкими в своем офисном пространстве. Поэтому рост ввода таких пространств только за квартал 2018 года составил 70%.

Принявшие участие в дискуссии представители компаний-девелоперов видят в такой схеме работы высокие риски для своей дорогостоящей недвижимости. Незаинтересованность в передаче объектов оператору связана и с невысокой, в сравнении с классической арендой, прибылью. «Коворкинги снимают площади на 50% ниже рынка, а сдают на 50% дороже», - отметил Сергей Егоров, генеральный директор Central Prioperties.

Никола Обайдин, директор по сдаче в аренду офисной недвижимости PPF Real Estate Russia, выступивший на стороне адептов классической аренды, тем не менее, отметил, что «тренд развития малых бизнесов, стартапов, налицо. Отсюда – растущая потребность в сервисных услугах». Однако, по его мнению, «коворкинг не вытесняет классическую аренду, а видоизменяет ее, делает более современной и эффективной». «Стремясь идти в ногу со временем, девелоперы предоставляют полный спектр сервисных услуг в своих офисных зданиях, позволяют расширять свои помещения, осуществляют их отделку, предоставляют конференц-залы, оказывают всевозможные консьерж услуги. Я считаю, что девелоперы сегодня предоставляют все возможные сервисы», - убежден Никола. В конце своего выступления спикер также отметил, что «коворкиг был и остается маленькой нишей в общем пространстве классических офисов. У нас, в России, она занимает всего 1% от офисных площадей, но даже в Лондоне, где это направление наиболее развито, коворкинги охватывают всего 4% офисной недвижимости».

Адепты сервисов и коворкингов настроены весьма оптимистично и объясняют нынешний бурный «успех офисных операторов знанием российского клиента и его потребностей». По мнению Татьяны Шараевой, основателя бизнес-пространства Meeting Point, «само пространство – вторично, первично – гибкость, хорошее знание клиента и возможность общения между участниками коворкинга». Именно за счет этого сервис управления недвижимостью растет, и интерес к сектору огромный. Татьяна подчеркнула, что в коворкингах сегодня работают не только так называемые «стартаперы», но и давно устоявшиеся команды.

Михаил Бродников, управляющий директор сети смарт-офисов SOK, считает главным преимуществом коворкинга способность создать особую среду, которая способствует развитию бизнеса: «Мы не только предоставляем клиенту определенные сервисы. Мы продаем определенную среду, которая позволяет арендатору развиваться быстрее. Смарт-офис, так мы называем наш продукт, - это не коворкинг в традиционном понимании. Офисы изолированы друг от друга, все команды находятся в комфортных условиях. Но по мере роста команд, мы предоставляем им возможность расширить помещение. Некоторые команды прирастают двукратно каждый месяц».

Павел Федоров, генеральный директор коворкинга Ключ, постарался объяснить, чем его подход к бизнесу привлекает партнеров и инвесторов: «Мы умеем делать архитектуру, планировочные решения. На наших площадках мы отработали стандартные планировочные узлы, оптимизировали весь процесс с точки зрения стройки и ремонта. Поэтому мы строим офисы быстрее и дешевле. И мы умеем этим управлять, предоставляем различные сервисы. Берем на себя полностью организацию офисного пространства. Все наши площадки – это лаборатории, где мы изучаем, каким должно быть идеальное рабочее пространство».

Дмитрий Клапша, директор по России и СНГ, отдел по работе с владельцами офисных помещений консалтинговой компании JLL, озвучил важный для сторонников классической аренды момент: «Коворкинги могут дать арендодателю определенную гибкость, поддержать, когда нет спроса на классическую аренду».


Участники дискуссия «Успешный коворкинг – захотел и сделал!» обсудили разные аспекты и проблемы, связанные с организацией коворкингов – поиски площадок, локации, оптимальная модель и размеры офисов, необходимые инвестиции.

Предприниматель, генеральный директор DI Telegraph Мария Уварова отметила, что сегодня наиболее перспективной является модель «гибридного коворкинга», в котором помимо опен-спейс есть другие типы офисов, а также переговорные, конференц-залы и прочие элементы инфраструктуры.

Арсен Аюпов, управляющий партнер сети коворкингов Старт, рассказал о своем опыте создания первой сети коворкингов в Подмосковье, которая сейчас насчитывает уже 15 локаций. Он отметил, что создать успешный коворкинг можно и в городах с населением не более 25 тыс.человек, а оптимальная площадь офиса для Подмосковья составляет 700- 1000 м2. Арсен отметил, что развитию его проекта помогает взаимодействие с муниципальной властью и проведение образовательных мероприятий для населения. Поэтому для коворкинга полезно наличие конференц-зала.

Выступил и автор проектов 10 последних локаций Старта - Арсений Леонович. Архитектор отметил, что коворкинги могут занимать очень разные площадки (от бизнес-центров и банков до заброшенных офисных пространств) и разные по конфигурации помещения. «Чем сложнее пространство, тем интереснее и оригинальнее результат», а значит, проект будет еще более привлекателен для клиентов», – убежден Арсений.

Мария Бокова, исполнительный директор Cabinet Lounge, отметила важность маркетинга для развития коворкингов, они вкладывают 2-3% от выручки в маркетинг и это им позволяет успешно развиваться.

Голосование, проведенное по итогам дискуссии, показало, что самое важное при выборе коворкинга – это «Многофункциональность пространства» (78% голосов), этот пункт обогнал даже транспортную «Доступность» (39%) и «Цену» (28%). Подводя итоги, все участники дискуссии отметили, что самое важное – это среда, атмосфера коворкинга. Если в нем создана творческая или научная атмосфера, если там можно найти единомышленников или партнеров по бизнесу, то люди придут в офис, даже если до него будет неудобно добираться или будет высокая цена.


Третья дискуссия «Коворкинги и бизнес-центры – как строить отношения?»
была посвящена взаимоотношениям между собственниками и создателями новых типов офисных пространств. Участники пытались ответить на вопросы: Какие выгоды и сложности сулят эти взаимоотношения? Могут ли коворкинги стать заменой нынешним офисам? Кто и как должен инвестировать в создание коворкингов? Может ли сам собственник бизнес-центра создать коворкинг без привлечения операторов?

Наталья Никитина, исполнительный директор, К2 Бизнес-Парк, рассказала об опыте создания коворкинга K2 Бизнес-Парк. Самостоятельно, без привлечения оператора, специалисты компании открыли сеть «смарт-офисов» в бизнес-центрах на юго-западе Москвы. Их клиенты – небольшие компании, представители самых разных направлений бизнеса. Спикер отметила, что их вложения в отделку, аренду и операционные расходы окупились за 2,5 года. Их опыт показывает, что для успешного развития бизнеса, необходимо создавать сеть коворкингов.

Павел Федоров, генеральный директор коворкинга Ключ, отметил, что на сегодняшний день в России еще нет сложившегося рынка отношений между собственником и арендатором. Если на Западе рынок сервиса развивался на протяжении 20 лет, то у нас этот путь пришлось пройти за 2 года. Спикер попытался систематизировать имеющиеся модели отношений между собственником и арендатором. Также он пояснил, что его проект работает по классической схеме операторов отеля. Резюмируя свое выступление, Павел завил, что «все идет к тому, что офисных операторов будут воспринимать, как отельных операторов».

Елена Андреева, директор департамента по административным вопросам МГТС, отметила, что сегодня многие собственники стоят перед проблемой рационального использования имеющихся избыточных площадей. Разумные собственники сегодня стремятся найти новые направления для развития бизнеса. Спикер выразила мнение, что организация коворкинга на территории бизнес-центра может привлечь «новые бизнес-идеи и новые кадры. Особенно в области IT-технологий». Коворкинг, на ее взгляд, «может стать чем-то вроде бизнес-инкубатора. Для крупных компаний – это возможная потенциальная синергия бизнеса». Ведь само значение слова «коворкинг» - это совместная работа.

В рамках подведение итогов встречи провели голосование. На вопросы: «Нужен ли коворкинг бизнес центру?» «Помогает ли коворкинг привлечь арендаторов в бизнес-центр?» 100% респондентов ответили положительно.


Органичным продолжением проекта Coworking Event стала соответствующая номинация Best Office Awards 2018. В конкурсе на лучший коворкинг участвовало 11 проектов. По итогам голосования лучшим был признан проект Workki, второй коворкинг сети, занявший весь 18 этаж МФК «Башня Федерация».

Workki - премиальный продукт, с высокой арендной ставкой. Предполагается, что резидентам Workki «Федерация» важно не столько помещение для работы само по себе, сколько его статус. В коворкингах действует полноценная инфраструктура: резиденты могут пользоваться переговорными комнатами, зонами отдыха и получать персональную почту через комьюнити менеджеров и проводить рабочие встречи в открытых переговорных зонах.

Планировочные решения во многом определила форма башни. Рабочие места расположены по периметру помещения, а центральные зоны отданы под общественные пространства. Несмотря на то, что в отделке не использовались дорогие материалы, интерьер выглядит респектабельно. Дизайнерская мебель вкупе с изысканной цветовой гаммой и удачным планировочным решением, создали ощущение премиальности офисного пространства.

ПОСМОТРЕТЬ ЦЕРЕМОНИЮ НАГРАЖДЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПРЕМИИ

Центральное место на выставке заняла экспозиция компании Regus, мирового лидера в области гибких решений в организации рабочего пространства. Сеть включает около 3000 бизнес-центров, расположенных в 900 городах, в 120 странах. Резидент одного офиса может пользоваться услугами и в остальных, в том числе расположенных в других городах и государствах. Благодаря разнообразным вариантам офисных помещений, а также услугам мобильного и виртуального офиса и программе по устранению организационных сбоев компания помогает людям и предприятиям оптимально организовать свой рабочий процесс по приемлемой цене. В число клиентов компании входят успешные предприниматели, частные лица и корпорации с многомиллиардным долларовым оборотом.

Экспозиция Regus на форуме стала чем-то вроде визитной карточки международной сети офисов, позволяющей компаниям работать в любой точке земного шара без затрат на оборудование и начальных капиталовложений.