Жизнь после мундиаля

Жизнь после мундиаля. Дизайн офиса: интерьеры, материалы, мебель, акустика. Коворкинги. БЦ.

В июле завершилась жаркая пора для гостиничного бизнеса. Чемпионат мира по футболу благополучно прошел, от чего особенно выиграли столичные игроки. Но поток гостей схлынул. Что отельеры планируют делать дальше?

Подробнее данная тема будет обсуждаться на форуме Urban Space, который пройдет в Москве 18 сентября. А пока портал Арендатор.ру провел предварительный опрос экспертов касаемо их планов на будущее.

В целом игроки рынка заявляют о хороших итогах для гостиничного сегмента Москвы. В Санкт-Петербурге ситуация оказалась не столь однозначной. Но обо всем по порядку.

Итоги Московского рынка*

Показатели за полугодие

Если говорить о показателях за полугодие, то средний уровень загрузки гостиниц Москвы современного качества за 6 месяцев составил 71,5-73,7%, увеличившись примерно на 4,6-7%, средняя цена за номер возрасла на 42-47% относительно аналогичного периода прошлого года, составив около 9,3-9,4 тыс. руб. Доходность номера за полугодие повысилась на 48-54,8%, составив 6,6-11,5 тыс. руб. в целом по столичному рынку, при этом в люксовом сегменте максимальный рост показателя составил 72-73%.

Внушительных успехов добились отельеры в период «группового» этапа Чемпионата мира по футболу. Средний уровень загрузки московских гостиниц в июне вырос на 12,8% относительно аналогичного показателя прошлого года, составив, таким образом, 88-89,1%. При этом во всех сегментах средняя загрузка превысила 83%. Средняя цена за номер возросла более чем в два раза – на 204-208% (c 7,6 до 23,5 тыс. руб.)
В целом, по итогам 1 полугодия 2018 года, около 60 тыс. номеров составил фонд классифицированных гостиниц столицы (без учета хостелов и апартаментов). В границах «старой» Москвы прирост предложения оказался невысоким и составил всего 171 номер в 1 гостиничном проекте. В то же время, более существенный рост предложения отмечен рядом с аэропортами Домодедово, Шереметьево и Внуково: здесь открылось 3 гостиницы, совокупный фонд которых составил 776 новых номеров.

Итоги рынка Санкт-Петербурга

Гостиничный бизнес в Санкт-Петербурге оказался в более сложном положении, чем в Москве. По словам аналитиков, различные сегменты продемонстрировали разнонаправленную ценовую динамику: если в среднем ценовом сегменте тариф возрос на 20%, то в классе люкс, напротив, упал на 15% по сравнению с прошлым годом. Таким образом, доходность за номер в верхнем сегменте снизилась на 27%, что обусловлено падением как тарифов, так и загрузки. Чемпионат мира по футболу не дал гостиничному бизнесу такого прироста спроса, как в Москве, и при этом «отпугнул» классический туристический спрос, отмечают аналитики. Стоимость стандартного номера класса люкс составила в июне 38 тыс. руб. Эксперты отмечают, что во время Петербургского международного экономического форума в мае этого года средняя цена за номер класса люкс превзошла на 27% июньский показатель.

Средняя доходность номера в целом по рынку по итогам полугодия возросла на 10%, достигнув 4,7 тыс. руб. Однако уровень загрузки в брендированных гостиницах Северной столицы за 1 полугодие продемонстрировал снижение, достигнув при этом 54-57%. Средний тариф за номер возрос всего на 1,6% в период чемпионата по футболу и на 13-16% за все полугодие, достигнув 8,8-9,6 тыс. руб.

В 1 полугодии 2018 года в Санкт-Петербурге открылось 7 новых гостиниц на 982 номера, 2 из которых запустились под управлением международных операторов. Всего по состоянию на конец июня 2017 года на гостиничном рынке Северной столицы работало 18 пятизвездочных отелей, совокупный фонд которых составляет 3 717 номеров, 58 четырехзвездочных отелей (10 992 номера), 71 трехзвездочный отель (7 203 номера).

Как жить дальше?

«Чтобы привлекать гостей не в сезон, мы будем делать ставку на b2b сегмент и активно работать с корпоративными клиентами», – говорит совладелиц Санкт-Петербургского проекта ТАЙГА Hostel&Hotel и компании по управлению и автоматизации отелей и хостелов Hotelinstinct.com, а также руководитель регионального отделения НП «Лига хостелов» в Санкт-Петербурге Алена Енова. По ее словам, в ближайшие месяцы планируется уход в низкий сезон. Впрочем, все это касается сотен гостиниц, включая апартаменты, квартиры, сдающиеся посуточно, хостелы, отели. Эксперт считает, что в связи с высокой конкуренцией работать будет непросто, ведь предложение будет больше спроса. Например, если в 2011 году на Санкт-Петербургским рынке работало порядка 50-60 хостелов, то сейчас – около 500. Однако в течение предстоящей зимы с рынка уйдут непрофессиональные игроки.

При этом болельщики, приезжавшие в Россию ради футбола, в следующем году могут вернуться, как обычные туристы, чтобы уже более подробно познакомится с городом. «Иностранцы убедились, что танки у нас не ездят, медведи по улицам не ходят и не играют на балалайках, – говорит Алена Енова. – Они были в хорошем смысле слова потрясены, что у нас культурная столица, причем европейская, с отличным сервисом». Эксперт особо отмечает, что болельщики, приехавшие на ЧМ-2018, располагали средствами на проживание и перелет, а в следующем году цены будут уже ниже.
«После чемпионата мы работаем в обычном режиме, – говорит директор по развитию Wyndham Hotel Group (бренд Ramada) в России и СНГ Сергей Егоров. – Но Россия стала популярным местом среди иностранцев, и не только Москва и Санкт-Петербург. Поэтому в течение лета было много клиентов, которые приехали по отзывам друзей и знакомых. На лето 2019 года, конечно, не ожидается подобной загрузки, но определенное увеличение по сравнению с 2017 годом планируется».

После мундиаля в отеле Hilton Garden Inn Moscow New Riga, ставшем базой для французской сборной, разработали специальный пакет для футбольных фанатов – «Футбол как стиль жизни», рассказывает генеральный директор Amtel Properties Даниэль Гупта. Он включает проживание в уникальном номере футболиста сборной Франции с индивидуально разработанным дизайном, активные игры на свежем воздухе: тренировка или турнир на профессиональном футбольном поле с командой анимации, X-Box баттл, овощной смузи «Витаминный Заряд» при заезде, футбольный сувенир в подарок.

Говоря о наиболее перспективных городах для будущего развития проекта ТАЙГА Hostel&Hotel, Алена Енова называет Ростов, куда возвращались многие гости после Чемпионата мира, Казань, в которой, судя по отзывам туристов, понравилось практически всем, и, конечно же, Санкт-Петербург и Москву, гостиницы в которых всегда найдут своих постояльцев в случае поддержания сервиса на высоком уровне.

Дефицит среднего сегмента

По словам Даниэля Гупты, в городах-миллионниках и крупных туристических хабах востребованы отели среднего ценового сегмента. При этом строительство отеля с инфраструктурой (например, с примыкающим бизнес-центром или торгово-развлекательными элементами), как правило, повышает интерес к такому проекту. «Сегодня в России можно говорить о нехватке качественных трехзвездочных отелей, – говорит Сергей Егоров. – Это показал и Чемпионат мира по футболу. Быстрее всего были забронированы отели на две-три звезды и хостелы. В Москве и Санкт-Петербурге представлены практически все брендовые гостиницы. А в менее крупных городах не всегда есть сетевой отель». Что же касается Санкт-Петербурга, то хостелами рынок уже насыщен, и здесь, как и по стране в целом, ощущается дефицит двух- и трехзвездочных отелей, считает Алена Енова. Отелей, имеющих четыре и пять звезд в целом достаточно, и они не имеют стопроцентной загрузки. Эксперт также отмечает нехватку кемпингов. Если в Европе этот формат хорошо реализуется, то в России пока нет необходимой инфраструктуры.

Новые конкуренты?

В последнее время активное развитие получил рынок нового формата малых средств размещения. Стали раздаваться опасения, что апартаменты и квартир посуточно отвоюют часть спроса у классических гостиничных форматов. Однако эксперты не видят поводов для беспокойства: по их мнению, два формата подходят для гостей с разными задачами, хотя и отмечают, что рынок, безусловно, меняется. «Если человек приезжает на пару дней в другой город к друзьям, скорее всего, он выберет апартаменты, квартиры посуточно - причем выбирать будет те, которые близки по локации к тем точкам, которые он будет посещать. При этом если людям нужен сервис, безопасность, отчетные документы для бухгалтерии - он, безусловно, выберет полноформатный отель», – говорит Алена Енова.

Несколько другую точку зрения высказывает Даниэль Гупта. По его словам, в большинстве своем постояльцы апарт-отелей ищут проживание на длительный срок, это сотрудники иностранных или региональных компаний, работники посольств, тогда как классические отели ориентированы на краткосрочное проживание гостей. Вместе с тем, апарт-отели – это сегмент со своей аудиторией, соглашается эксперт. «Люди, путешествующие с бизнес-целью, до 4-5 дней размещения, до 2 человек выбирают классический отель, – говорит Сергей Егоров. – Это клиенты, которые проводят мало времени в номере, используют отель только для ночлега, пользуются всеми услугами гостиницы (рестораны, прачечная и т.д.). Среди клиентов апарт-отелей можно выделить семьи с детьми, людей, проживающих в номере неделю и более, сотрудников фирм, которым номер в таком отеле снимают в качестве места проживания на длительный срок. Поэтому конкуренция по данному фактору гораздо ниже, по сравнению с местом размещения отеля, уровнем сервиса, размером номеров и т.д.».

Очевидно, что игроки гостиничного бизнеса смотрят в будущее с оптимизмом, даже несмотря на высокую конкуренцию. А эффект от поведения мундиаля может стать долгоиграющим. Ведь огромное число болельщиков, в том числе из западных стран, увидели Россию в неожиданно хорошем ракурсе, так, что часть из них обязательно вернется снова.
*Использованы данные компаний: Cushman&Wakefield, CBRE, Colliers International, JLL