В офис по расписанию

В офис по расписанию

Как изменились рабочие пространства после пандемии

Екатерина Ньюман, генеральный директор строительной компании Q1 Group, рассказала Officenext о том, как изменились запросы заказчиков в течение этого непростого года, и какое будущее ждет классические офисы.

- Какие пути оптимизации офисных площадей выбирали российские компании в связи с эпидемией COVID-19?

Екатерина Ньюман: В условиях коронакризиса большинство компаний, работающих на российском рынке, были вынуждены перевести сотрудников на удаленку и искать пути сокращения расходов на содержание офиса, который опустел. Несмотря на то, что кризис ударил по каждому предпринимателю, существует несколько актуальных путей оптимизации офисных площадей.

Сейчас на удаленке продолжают трудится около 30% москвичей, компании вводят гибкие графики для сотрудников, сокращая таким образом число работающих в одном помещении людей. В результате уменьшения количества сотрудников, которым нужны закрепленные места, в офисах нового формата расширяются переговорные и зоны для свободного общения.

Другой путь, который в основном выбирали компании среднего размера, -- пересмотреть условия аренды и сократить площадь офиса. Это далеко не всегда возможно, поэтому некоторые арендаторы были вынуждены расторгнуть договор и выйти на рынок в поисках помещений, которые практически в два раза меньше предыдущих.

Иногда арендаторы (с согласия арендодателя, конечно) отдают часть площадей в субаренду. Это хорошая возможность оптимизировать свои операционные расходы и получить дополнительный доход или по крайней мере разделить стоимость арендных площадей. Субарендаторам тоже в целом выгодно занимать офисные места в уже готовом помещении, не имея долгосрочного договора аренды.

- Насколько за последний год изменились запросы заказчиков к рабочим пространствам? Появились ли какие-то новые подходы?

Е.Н.: Сегодня очевидно, что универсальная схема, где каждый сотрудник находится в офисе с 9:00 до 18:00, больше не работает, если мы не говорим о госсекторе и консервативных отраслях. Все больше клиентов обращаются к нам с вопросом: “а что будет дальше?”. Каков будет формат новых офисов: будет ли это гибридный офис, офис, совмещенный с коворкингом? Как дальше будет оптимизироваться офисное пространство?

Практически все компании понимают, что офисные помещения не будут использоваться как раньше, необходимо предоставлять больше свободы сотрудникам. Это в первую очередь возможность работать удаленно и приходить в какое-то обозначенное время в офис для того, чтобы распечатать документы или провести встречи.

В новых проектах акцент делается на гибкие рабочие места, комфортные переговорные, зоны эджайл, где люди могут общаться, в том числе неформально. Подход к самим рабочим местам также сильно изменился: это не только увеличение расстояния между столами, но и большее число закрытых кабинетов. Стало очень популярным использование гибких перегородок, которые позволяют зонировать пространство. А вот мест для занятий спортом или игр стало, наоборот, меньше. При удаленной работе или гибком графике их использование уже не настолько эффективно, как раньше.

- Насколько, по Вашему мнению, увеличилась востребованность SMART- технологий?

Е.Н.: Сегодня уже нельзя представить себе офис без современных цифровых платформ, систем видеоконференцсвязи. Первое, на что обращают внимание компании, это дизайн и оборудование переговорных комнат, которые создают эффект присутствия. Для того, чтобы все переговоры могли проходить комфортно, используются хорошие звукоизоляционные системы.

Увеличился спрос и на SMART-технологии, связанные с безопасностью и комфортным нахождением людей в офисе. Это и умное управление климатом, температурный режим, вентиляция, свет. Эти технологии доступны даже для небольших компаний, не готовых вкладываться в работы по реконструкции / реновации или внедрение каких-то дорогих дизайнерских решений.

Набирают популярность и системы бронирования переговорных из дома, технологии Face ID, датчики присутствия, системы электронного документооборота.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее как эти системы помогают сделать офис более безопасным?

Е.Н.: Умных технологий, позволяющих снизить распространение вирусов, достаточно много. Это в первую очередь бесконтактные технологии, например, система Face ID, которая позволяет избежать ненужного физического контакта с дисплеями, карточками, дверями и так далее. Эффективны и многие решения, которые давно используются в розничной торговле. Например, датчики присутствия. Они могут не только собирать аналитику по поведению людей в торговых залах, но и координировать перемещение сотрудников по офису.

Голосовое управление в лифтах, QR-коды при входе, проверка температуры сотрудников, датчики чистоты воздуха, самоочищающиеся поверхности, роботы-дезинфекторы - все эти технологии продолжают стремительно развиваться, потому что к ним проявляют интерес крупные игроки. Пока эти SMART-системы дороги, но в будущем они смогут стать доступнее.

Поскольку самый основной способ передачи вируса - воздушно-капельный, ведущую роль в минимизации его распространения в офисе играют системы вентиляции. Многие компании устанавливают дополнительные фильтры и УФ-лампы для очистки воздуха от потенциально опасных частиц.

- Что ждет классические офисы в ближайшей перспективе? Вырастет ли популярность коворкингов и гибких пространств?

Е.Н.: Нельзя сказать однозначно, что будет происходить с классическими офисами. Как я уже говорила, существует ряд консервативных отраслей (госсектор, юристы, финансы, консалтинг), где работа в офисе рассматривается как приоритетная.

Тем не менее, даже в традиционных офисных пространствах будут все чаще присутствовать элементы коворкинга и гибких рабочих мест. Потому что все компании имеют молодые кадры, ИТ-специалистов, отдел маркетинга, которые уже не готовы работать как раньше. Если говорить в общем, то да, в определенном формате классический офис может сохраниться.

Что касается коворкингов, то их популярность растет сегодня во всем мире. Главный плюс коворкингов - возможность быстро адаптироваться под размеры компании и простой выход из договора аренды. По моему мнению, коворкинги в ближайшие лет пять будут набирать обороты. У них есть все шансы стать смарт-офисами, которые предлагают автоматизированное управление бизнес-процессами. Многие компании понимают, что это более выгодно: не вкладываясь в свой офис, иметь возможность в любой момент переехать, расшириться или наоборот сократить площадь, и при этом иметь комфортные места для работы.