В реалиях 2.0: ABD architects

В реалиях 2.0: ABD architects

Игра заключается в том, чтобы башня не рассыпалась

Весной 2022 года мы опубликовали серию интервью с архитекторами, дизайнерами, девелоперами, консультантами, поставщиками и производителями рынка real estate. Мы хотели узнать, как изменились тренды рынка, какие тенденции появились и проявились, как участники рынка справлялись с новыми вызовами и задачами и какое будущее видели.

Сегодня, спустя почти 9 месяцев, Officenext снова обратился к ключевым игрокам рынка, чтобы узнать, что изменилось за прошедшее время, как уходящий год повлиял на каждого из них, какие инициативы и подходы они планируют использовать в наступающем 2023 году. Какие форматы на рынке офисной недвижимости будут играть ведущую роль в будущем, рассказала Мария Корнеева, главный архитектор департамента интерьеров ABD architects.

- Какие основные вызовы стояли перед вами в новой ситуации в уходящем году?

Мария Корнеева: Прошедший год очень похож на игру «Дженга» - когда из равностоящей башни по кусочкам вынимают элементы и кладут новые сверху. Элементы, которые вынимали из башни в этом году: все западные заказчики, налаженные каналы поставок материалов, понятная стоимость и ценообразование. Игра заключается в том, чтобы башня не рассыпалась. Точно так весь год мы использовали наш опыт и запас прочности, чтобы спокойно игнорировать исчезновение привычных элементов проектирования и балансировать с новыми задачами. На наш взгляд, неплохо справляемся.

- Как, на ваш взгляд, изменилась стратегия Заказчика?

М.К.: В настоящий момент туманность горизонта планирования касается всех – и архитекторов, и заказчиков, и поставщиков, поэтому приходится опираться на усредненные данные, создавая либо универсальные, либо способные легко изменяться в зависимости от возникающих задач интерьеры. У Заказчика, как правило, есть бюджет, но ему необходимо угадать – в какой момент времени эффективнее всего его потратить. Поэтому часть проектов делается вперед – до завершения строительства здания, либо до выезда арендаторов.

Кроме того, Заказчик старательно избегает выдавать точное ТЗ на проектирование, стараясь сохранить за собой возможность изменений. Арендаторы все больше стали походить на бюрократические государственные машины. Сроки и стоимость – главные приоритеты компаний.

- Какие новые подходы вы предпринимаете в своей деятельности по текущим проектам?

М.К.: В целом, приходится начинать не с поставленных задач, а формулировать их совместно с Заказчиком. Проблемы с поставкой материалов сводят спецификации к подробному описанию, но не к конкретному материалу – необходима оперативность и гибкость. Сейчас актуально брать чуть больше работы, т.к. велика вероятность, что некоторые проекты могут в любой момент заморозиться или остановиться.

Помимо этого мы смотрим на новые рынки. У нас три новых проекта в Казахстане в этом году, смотрим на разного типа проекты, анализируем каждый индивидуально. Продолжаем управлять распределенной командой. Смотрим и изучаем новое программное обеспечение.


- Если речь о российских поставщиках и производителях, какие из них уже хорошо зарекомендовали себя?

М.К.: Мы пока не успели в полной мере оценить российские материалы, т.к. для этого требуется некоторое время. Но радует их готовность работать с архитекторами, развиваться и улучшать качество. Они прекрасно понимают – с кем их будут сравнивать – и стремятся к сопоставимым результатам.

- Каких решений и продуктов вам не хватает для эффективной работы?

М.К.: Привычные материалы не в полном объеме, но доступны. Не хватает скорее стабильности, уверенности в том, что если сегодня выбрано, то завтра будет все еще возможно к доставке…

- Можно ли сейчас предположить, какие форматы на рынке офисной недвижимости, архитектуры и дизайна будут играть ведущие роли в будущем 2023 году?

М.К.: Конечно, это универсальность, легкость трансформации. Пафосные, тяжелые, солидные интерьеры остаются в прошлом. К сожалению, похоже, комфорт для сотрудников, оригинальность дизайна тоже сдвигаются с первых мест.

Безусловно, новая реальность способствует расширению рынка, меняет привычный подход к решению задач. Нужно пробовать новые материалы, оптимизировать процессы, пробовать новое и нестандартное.

И, конечно, переезды. Переезды часто связаны с сотрудниками, и команды расформировываются – кто-то остается в России, кто-то уезжает в один город, а кто-то в другой, так же команды в новых городах часто садятся в сервисные офисы и коворкинги, поэтому общих больших переездов и открытий больших новых офисов и проектов очень мало.