Сотрудников офисов заставили потесниться

  • Опубликовано 17 декабря 2015
  • 0 comment
Сотрудников офисов заставили потесниться

Сотрудников офисов класса А и В заставили потесниться

Такой ощутимой экономии в течение 5 лет способствовало уплотнение рассадки сотрудников на 30%. Если еще в 2011 году на каждого офисного клерка приходилось по 12,86 кв.м рабочего пространства, то к 2015 году этот показатель снизился до 8,71 кв.м. Таким образом, там, где раньше свободно работали 75-80 человек, сегодня помещаются уже 110-115 сотрудников.

Повышение плотности рассадки позволило сэкономить не только на аренде, но и на отделке помещения, а также снизить эксплуатационные расходы.

Структура распределения площадей

Впрочем, за пять лет изменился и сам принцип планировки. Согласно исследованиям, арендаторам удалось повысить эффективность использования помещений за счет рационального подхода к организации офисного пространства.

Во-первых, значительно увеличилась доля open-space, в которой сегодня размещается подавляющее большинство сотрудников. Благодаря этому, удалось отказаться от неэффективной коридорно-кабинетной планировки.

Увеличение площади среднего зала open-space

Пример современной планировки open-space

Cтруктура распределения площадей внутри офисного интерьера

Доля неэффективных помещений при этом снизилась с 15% до 6%, а расходы на содержание неэффективных пространств в частности и офисов в целом сократились.

За 4 года на содержание неэффективных помещений было потрачено $ 260 млн.

Экономический кризис заставил потесниться пришлось не только обычным сотрудникам, но и руководителям, а также топ-менеджерам.

Кабинет линейного руководителя уменьшился с 18,2 кв.м в 2012 году до 15,2 кв.м в 2015 году, а кабинет топ-менеджера с 33,1 кв.м в 2012 году до 23,7 кв.м в 2015 году.

Концепции новых офисных интерьеров предполагают многофункциональное использование различных рабочих зон. Показатели средней площади рабочих станций различных типов планомерно сокращаются, а в существующие open-space интегрируются комнаты и будки для телефонного общения, различные мягкие зоны, мини-переговорные и даже небольшие кладовые.

Таким образом, идет развитие горизонтальных коммуникаций между сотрудниками различных отделов и подразделений, получающих возможность общаться и работать в комфортной обстановке. Офис при этом не теряет своей экономической эффективности.

Было - Стало

Распространение доступных решений, сокращение дорогостоящих

Отдельное внимание в исследовании уделено и стоимости содержания рабочих мест.

Стоимость содержания рабочих мест в год рассчитывается по следующей формуле: средняя площадь рабочего места умноженная на сумму стоимости аренды 1 кв.м в год в бизнес центре классов «А» или «В», стоимость эксплуатации 1 кв.м в год в бизнес центрах классов «А» или «В» и стоимость строительных и инженерных работ в расчете на 1 кв.м, деленная на 5 – срок эксплуатации большинства офисных интерьеров.

Класс «А» в зависимости от типа рабочей станции подешевел на 39% в случае с open-space и на 48% в случае с кабинетами топ-менеджмента. Еще большую динамику продемонстрировали показатели класса «В»: снижение на 45% в open-space и 52% в кабинетах топ-менеджеров. Уменьшение затрат на содержание офиса связано не только со снижением стоимости аренды, но и с уменьшением стоимости отделки и эксплуатации. Особенно это актуально для помещений класса В, где возможно использование финишных материалов российского производства, что ведет к дополнительной оптимизации расходов на отделку.

Кудрявцев Сергей
Управляющий партнер PRIDEX

Во многом сокращение доли неэффективных помещений связано со снижением количества офисов с коридорной планировкой, особенности которой не позволяют эффективно использовать пространство. Помимо резкого снижения стоимости аренды и эксплуатации помещений в бизнес центрах классов «А» и «В» значительную роль сыграли два фактора: уменьшение площади рабочих станций и снижение стоимости строительных и инженерных работ. Важную роль сыграло также расширение присутствия на рынке офисной недвижимости fit-out подрядчиков, решения которых позволяют офисам сохранять комфортный уровень рабочей среды при значительном уменьшении занимаемых площадей за счет оригинальных планировочных решений.

Согласно исследованиям компании PRIDEX