В тренинг-центре Sanofi при поддержке Office Solutions прошла конференция, посвященная результатам исследования Culture Code, проведенного компаниейSteelcase. В фокусе внимания ресерчеров оказались разные национальные культуры, их влияние на рабочий процесс, корпоративные ценности и отношение между сотрудниками в офисе.
Основные моменты исследования представила Кэтрин Гейл, руководитель исследовательской группы Steelcase WorkSpace Futures. По ее словам, целью работы стала возможность обобщить то, как люди в разных странах используют рабочее пространство, и тем самым помочь мультикультурным корпорациям сформировать рабочую среду, комфортную для всех. Глобальное исследование охватывает 11 стран: Китай, Францию, Германию, Великобританию, Индию, Италию, Морокко, Нидерланды, Испанию, Россию, США и основывается на типологии корпоративных культур голландского ученого Геерта Хофстеде и бихевиористской теории американского психолога Кларка Халла. На основе этих работ в Steelcase разработали собственную методологию и выделили шесть культурных аспектов, характеризующих менеджеров, специалистов и компании в целом.
© Office Solutions. Фотограф: Мариан Фурнике
1. В офисах мы имеем дело либо с иерархичной структурой (подразумевается директивный стиль управления, ожидание указов сверху), либо с консультативной структурой (демократической, когда подчиненные рассматривают высшее руководство в качестве равных себе).
2. Выделяются культуры с развитым коллективизмом и индивидуализмом. В первом случае более важны взаимоотношения между людьми, нежели задачи, во втором случае, соответственно, наоборот.
3. "Женственная" и "мужественная" культура. Соревновательное начало, фокус на карьерный рост, свойственные "мужественной" культуре, противостоят взаимному сотрудничеству, кооперации, гармоничным отношениям между людьми, свойственным "женственным" культурам. Измерение «мужественности - женственности» имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, выбора способа решения наиболее сложных задач, для разрешения конфликтов. Наиболее высокий показатель «мужественности» - в Китае, Германии; умеренно высокий показатель - в англоговорящих странах и в России; наиболее низкий - в скандинавских странах и Нидерландах.
© Office Solutions. Фотограф: Мариан Фурнике
4. Толерантная культура и закрытая культура.
5. Долгосрочная и краткосрочная ориентация. Эти аспекты характеризуют нацеленность на результат. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью; ценностями, связанными с краткосрочной ориентацией, является выполнение социальных обязательств и стремление не терять своего лица. Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных и азиатских странах, краткосрочная ориентация свойственна западным странам и России.
6. Высокий и низкий контекст. Эти характеристики, раскрывающие способ общения между людьми, необходимо учитывать во время переговоров. В культурах высокого контекста (азиатские страны) требуется больше времени на принятие решений и выполнение деловых операций, чем в культурах низкого контекста, таких как США.
В своем выступлении Кэтрин Гейл отметила, что в культурном контексте сложно говорить о России, как о едином целом. Так, если в Москве и крупных городах люди более восприимчивы к новым стилям работы и новым идеям, то в отдаленных регионах по-прежнему сохраняется традиционный, «кабинетный стиль» организации офиса.
© Office Solutions. Фотограф: Мариан Фурнике
Дмитрий Гусев, Real Estate & Administrative Projects Officer, Sanofi на примере офиса компании Sanofi подтвердил выводы Steelcase относительно сложностей, возникающих в России при попытках оптимизации рабочего пространства за счет кабинетов руководителей. Это практически невыполнимая задача, так как наличие executive office - часть российской ментальной культуры. Так, в новом офисе Sanofi в БЦ «Саммит» хотя и удалось уйти от офиса с кабинетной системой в пользу open space, кабинеты руководителей департаментов сохранились. Решить же задачу экономии средств помогло использование в офисе технологий телеконференцсвязи, таких как Media:Scape от Steelcase, а также создание большой переговорной зоны и собственного тренинг-центра на 200 человек.
© Office Solutions. Фотограф: Мариан Фурнике
В заключение Дмитрий Гусев провел экскурсию по офису и поделился секретом успешного переезда компании, которая до 2011 года занимала два офиса - в «Москва Сити» и в «Аврора Бизнес Парк». Он отметил важность рабочей группы, в которую входили бы представители от каждого отдела, слаженность работы команды проджект-менеджеров, своевременный обмен информацией, заблаговременное планирование переезда (лучше - более чем за полгода), а также вовлеченность в процесс подготовки переезда штаб-квартиры компании.
© Office Solutions. Фотограф: Мариан Фурнике