Новые форматы офисного пространства

Новые форматы офисного пространства

Павел Якимчук, директор департамента управления проектами, компания CBRE, о различных моделях коворкинга.

Существующая на рынке модель предоставления помещений под офисные нужды внешне может выглядеть достаточно одинаково и, на первый взгляд, воплощать простую и уже хорошо знакомую идею открытой планировки. Однако рынок активно приспосабливается к новым условиям и формирует новые предложения, в частности различные модели коворкинга, как классического, так и корпоративного. В каком случае open space будет больше подходить под потребности конкретной компании?

Нужна ли вам открытая планировка?

Исторически так сложилось, что переход от кабинетной планировки был обусловлен необходимостью экономии на аренде в силу того, что открытая планировка позволяет экономить дорогостоящие квадратные метры. Переход от более заформализованной кабинетной атмосферы к более гибкой рабочей среде означал большие возможности для рабочей коммуникации, создания взаимосвязей и совместной работы между командами.

При выполнении отделки под открытую планировку важен подготовительный этап, на котором изучаются бизнес-процессы компании, после чего рабочее пространство формируется с целью упрощения процессов рабочего общения.

Созданию опенспейса в собственном арендованном офисе отдают предпочтение компании, для которых характерны следующие аспекты:
• В компании существуют устоявшиеся модели взаимодействия.
• Особое внимание уделяется сохранности данных – пропускная система позволяет производить строгий отсев лиц, которые имеют доступ в офис.
• Финансовая составляющая не является ведущей для компании в силу определённого порога входа в аренду собственного офиса и сопутствующие финансовые обязательства, такие как депозит, затраты на отделку и долгосрочный контракт.

При создании проекта отделки собственного офиса компании в открытой планировке необходимо учесть и нивелировать относительные неудобства большого количества людей и коммуникации вокруг за счет правильно подобранного количества переговорных комнат, баланса между рабочими зонами и зонами для неформального общения, шумоизоляции и т.д. В этом случае организовать удобный и эффективный open space можно под бизнес практически любой специфики.

Классический коворкинг: open space «на прокат»

В традиционном понимании модели, коворкинг предоставляет офисные помещения аренду по времени, что даёт большую гибкость для арендующей стороны. Наиболее часто в коворкинге можно встретить небольшие команды стартапов по 5-10 человек. Не имея возможности прогнозировать будущее своего бизнеса на долгий срок, команда получает возможность просто не прийти в коворкинг на следующий день.

Коворкинг позволяет дать среду для быстроменяющихся процессов, в ходе которых налаживаются ещё не оформившиеся рабочие связи внутри компании.

Данная модель позволяет сразу нескольким компаниям разместиться в одном пространстве, что, в свою очередь, может давать бизнесу как преимущества, так и дополнительные риски. Из положительных сторон данной модели необходимо перечислить следующие:
• Значительное сокращение расходов на аренду: арендуются непосредственно рабочие места, их количество можно наращивать либо сокращать одним днём и даже в рамках одного дня.
• Рабочие инструменты: современные коворкинги, как правило, предоставляют своим арендаторам онлайн-сервисы, выполняющие функции закрытой рабочей социальной сети для всех участников коворкинга.
• Возможность быстро найти бизнес-партнёров в числе других участников коворкинга.

К недостаткам коворкинга можно причислить сопутствующие риски, а именно:
• Сохранность данных компании. Существует риск того, что ваши конкуренты узнают о вашей бизнес-идее раньше, чем вы бы этого хотели, просто за счет того, что в коворкинге можно услышать то, о чем общается ваша команда.
• Продуктивность: в ряде случаев сотрудники испытывают трудности с концентрацией в офисе открытой планировки. В коворкинге этот показатель может оказаться выше. Данный недостаток нивелируется за счет правильной организации офиса и введения определённых стандартов рабочей коммуникации, в рамках которой, например, принято уходить в отдельную переговорную комнату для того, чтобы поговорить по телефону и не мешать другим сотрудникам.

Однако для стартапов данный тип взаимодействия может быть скорее полезен и достоинства перевешивают недостатки: за счет создания эффекта синергии от нахождения многих бизнесов в одном месте, что позволяет находить новых бизнес-партнеров.

Коворкинг как сервис: корпоративный сегмент

Если в устоявшемся понимании коворкинг означал аренду офиса по времени, то относительно новым прочтением данного типа предоставления офисного пространства стал «коворкинг как услуга». Это своего рода «корпоративный коворкинг» - модель, в рамках которой офис не рассматривается как объект недвижимости, а поставляется в качестве сервиса со всеми сопутствующими услугами.

Данную модель необходимо дифференцировать от так называемой краткосрочной аренды офисов – услуги, которая была востребована около 15 лет назад. В этот период зарубежные корпорации активно выходили на российский рынок. В данную услугу входили общая кухня, мебель, отделка, интернет.

Корпоративный коворкинг отличается от данной модели тем, что предоставляет арендатору множество универсальных офисов, в которых можно быстро занять необходимое количество квадратных метров. Компания-провайдер данной услуги получает заказ, например, на обеспечение 30-ти человек рабочими местами и предоставляет клиенту информацию о том, в какой локации данное количество мест доступно.

Офисы полностью готовы к работе. Вся хозяйственная часть, обеспечение работы офиса компания-провайдер услуги берёт на себя. Сервис позволяет арендовать ровно столько квадратных метров, сколько нужно для компании в данный момент с соответствующей возможностью расширения или сокращения площадей на гибкой основе. В классической модели аренды зачастую существует ограничение: если предлагается 1500 квадратных метров, а компании на данном этапе нужно только 1200, необходимо арендовать слот целиком либо искать другую локацию. Корпоративный коворкинг позволяет избежать данной дилеммы.

Узнать больше о коворкингах и новых типах сервисных пространств смогут посетители деловой программы форума Business & Design Dialogue 2018.

В деловой программе форума выступит и Павел Болотников, заместитель директора, руководителя направления внутренней отделки помещений CBRE. Он расскажет о боязни перемен у офисных сотрудников, об офисных страхах и как с ними бороться.