В новых реалиях 2.0: Florista

В новых реалиях 2.0: Florista

Кристина Дикова, совладелец, управляющий партнер Florista о вызовах и трендах рынка озеленения в условиях новой реальности.

- Назовите основные вызовы, стоящие перед вами в новой ситуации в 2023 году.

Кристина Дикова: Основным вызовом является проблема прогнозирования, в связи с глобальной ситуацией в мире и перестройкой российской экономики.

Изменения коснулись работы с нашими международными партнерами. Стоит задача по поиску новых ресурсов по беспрепятственной поставке товаров в Россию, а также расширению партнерской сети на локальном рынке.

- Как меняется портрет нового арендатора, что это за компании, каковы их новые требования?

К.Д.: Безусловно портфель наших клиентов претерпел сильные изменения и в части проектной деятельности, и сервисного обслуживания. Ранее, в большей степени, это были иностранные компании, которые заказывали полный спектр услуг, предлагаемых компанией Florista.

Наибольший процент наших текущих проектов сосредоточен в руках российских компаний со 100% или частичным государственным участием, где требуется совершенно иной подход к продаже, в отличие от проектов с западными инвесторами.

Происходящие изменения заставляют нас расширить кругозор для понимания, кто еще может быть нашим клиентом и искать определенный подход к нему.

Сложившаяся реальность заставляет нас проявлять беспрецедентную гибкость относительно новых проектов и заказчиков, которые стали появляться совершенно из разных отраслей экономики. Могу отметить преобладание компаний финансового, топливно-энергетического комплекса, IT компании, которые так важно сохранить и преумножить с стране.
Не могу не отметить увеличение числа работы с частными клиентами, которые, переживая депрессию, начинают еще больше вкладываться в улучшение уюта и комфорта дома.

- Какие инициативы вы предпринимаете в своей деятельности по текущим проектам?

К.Д.: Переход на производство кашпо и МАфов в России. Я не могу сказать, что эти шаги новые для нас, но тем не менее, мы стараемся сейчас проектировать фитодизайн, основанный на 100% индивидуальном производстве. Это делается для того, чтобы максимально снизить цену и риски от возможных санкций. Но к сожалению, основной продукт – живые растения, пока невозможно локализовать.

- Какие поставщики и производители показали себя с хорошей стороны?

К.Д.: Наших российских производителей мы всегда ценили и благодарим за максимальную поддержку.

Неизменным осталось и сотрудничество с Китаем. А вот все
европейские партнеры официально отказались сотрудничать с нами, ссылаясь на введенные санкции. Хотя неофициально “через vpn” продолжают общение, и я уверена, что они понимают, для какой страны обрабатывают запросы. Но конечно отсутствие прямой коммуникации несет за собой определенные сложности, например, в части вопроса рекламаций.

- Какими новыми российскими технологиями и it-решениями (а также проверенными западными) вы успешно пользуйтесь сейчас?

К.Д.: Более 10 лет мы пользовались американской CRM системой Pipedrive, но в связи с принятыми санкциями в отношении нашей страны, мы были вынуждены перейти на нашу отечественную систему, не уступающую по функционалу, который требуется для нас. Теперь мы используем AMO CRM. Переход был максимально быстрым и безболезненным для сотрудников, так как коллеги уже имели опыт переноса данных их указанной системы.

- Каких решений, продуктов и технологий вам не хватает сегодня для эффективной работы?

К.Д.: У нас есть определенная задумка, которую мы хотели бы реализовать в среднесрочной перспективе. Это IT продукт, который крутится у нас в голове и который позволил бы нам оптимизировать наши бизнес-процессы в компании, а также стать ближе к клиенту посредством интерактивной коммуникации. Но я уверена, что мы сможем найти решение, используя внутренний ресурс страны.

- Какие тренды на рынках офисной недвижимости, архитектуры и дизайна играют ведущие роли в 2023 году?

К.Д.: Однозначно могу сказать, что тренд озеленения только развивается. Растения, как и прежде, остаются самым бюджетным и красивым решением для наполнения и декора пространства, а порой и для маскировки строительных дефектов.

Решения с растениями давно стали функциональными. Их сажают в дивайдеры для зонирования пространства, стеллажи, шкафы. Появилось очень много оригинальных подвесных решений для тех, у кого нет места на полу. Растения сейчас особенно актуальны, так как снижают стресс и увеличивают работоспособность сотрудников.

- Планируете ли вы какие-либо изменения в своих текущих и будущих стратегиях (новое строительство, переезды, поиск новых площадей, реорганизации работы текущего офиса, выход на новые рынки, расширение или сокращение штата и пр.)?

К.Д.: Мы сейчас в активной стадии запуска абсолютно нового для нас направления.

Идея возникла также в связи с событиями прошлого года, когда было полное непонимание, будет ли у нас достаточное количество проектов в работе, чтобы держать на плаву компанию, а у нас она довольно большая (более 80 человек). Для меня компания – это прежде всего люди, я ценю каждого, поэтому никого не сокращала в прошлом году, да и не планирую в этом. Есть и другие идеи, но они пока в процессе разработки.

Моя главная мечта, чтобы компания стала международной!

- В какие страны переезжают офисы российских и международных компаний и каковы особенности офисных проектах в этих странах. Участвует ли ваша компания в таких проектах?

К.Д.: Мы рассматриваем возможность участия в подобных проектах. Из тех кейсов, что я слышала – это Казахстан, Армения, Сербия. В Казахстане у нас уже есть юридическое лицо и ряд реализованных крупных проектов, планируем дальнейшее развитие региона. Особенность больше связана с менталитетом. Но профессионализм в большинстве случаев берет верх.