Бизнес отходит от типовых планировок и создает пространства с фокусом на эффективность, укрепление бренда и возможность быстрой трансформации.
За последние годы в России значительно изменился подход к созданию офисов и штаб-квартир. Теперь компании не слепо копируют западные модели, а адаптируют их под свои рабочие ритмы: сначала анализируют собственные бизнес-процессы и только потом приступают к архитектурному планированию.
На смену шаблонам
Уход иностранных корпораций 3 года назад привел к высвобождению ранее занятых офисных площадей, которые они проектировали по собственным стандартам. Постепенно занимая свободные площади, отечественные компании стали пересматривать свои взгляды на организацию рабочего пространства, задумываться о своих функциональных запросах и альтернативных подходах к планировке. При таком подходе главные цели – комфорт сотрудников и операционная эффективность.
Стратегия, основанная на ценностях компании и бренде
Офис – один из инструментов развития и продвижения корпоративной идентичности и воплощения стратегии бренда.
Павел Якимчук
партнер, руководитель департамента управления строительными проектами CMWP
Для одного из клиентов наша команда разработала концепцию офисного пространства как «корпоративного научного института». Поскольку бизнесу необходимо привлекать молодых специалистов, большое внимание уделяется их обучению внутри самой компании. Если раньше под образовательные цели отводилось небольшое помещение, то в новой концепции для этого выделен целый офисный этаж с залами для проведения лекций и семинаров и пространствами для общения. Таким образом, обучение студентов и молодых специалистов стало составляющей операционной эффективности и отражением бренд стратегии.
В сферах, где для пользователя бренд неотделим от продукта, сама среда способна напрямую транслировать ДНК компании. В одном из наших проектов в офисе клиента рабочие зоны соединялись длинными, просторными, но пустыми коридорами. В новой концепции они взяли на себя роль «музея», который рассказывает об истории и этапах развития компании. Такой подход не только дал новую жизнь не эффективно используемым пространствам, но и усилил узнаваемость бренда.
Для бизнесов, где продукт – отражение идентичности, точки первого контакта – ресепшн, кофе-поинты, шоурумы – фактически становятся витринами компаний. Один бренд в сегменте FMCG перенес wellness-бар к зоне ресепшн, чтобы каждый гость во время ожидания мог попробовать продукцию компании.
Другая компания – производитель и поставщик кофе – расположила кофе-поинт непосредственно у входной группы. Это нетипичный шаг, поскольку кухни обычно располагают в глубине офисного пространства. Но в данном случае демонстрация и тестирование продукта встроились в повседневный маршрут сотрудников и гостей. В результате офис не только выглядит стильно, но и помогает укреплять лояльность и позиционирование, что со временем сказывается и на продажах.
Стратегия, основанная на рабочих сценариях
Кристина Кузнецова
старший консультант по организации рабочего пространства департамента управления строительными проектами CMWP
Сегодня бизнес фокусируется на росте эффективности при одновременном снижении издержек. Планировочные решения формируются на основе стратегического видения топ-менеджмента на общее развитие бренда и фактических потребностях бизнес-линеек. В своих расчетах консультанты отталкиваются от фактических метрик: ежедневной посещаемости и проценте незанятых мест в рабочие часы. Зачастую бывает, что низкая загрузка офиса или отдельных помещений объясняется банальным несоответствием потребностям сотрудников и бизнеса тому, как спланировано офисное пространство. Мы часто выявляем от 20% до 30% неэффективно используемых площадей, когда компания уверена, что пространства для роста нет. Часть рабочих зон оказывается нефункциональной; их замена на другие форматы позволяет улучшить производительность без ущерба для комфорта сотрудников.
На основе данных стратегических сессий и собранной аналитики, консультанты корректируют соотношение и состав зон: сокращают площадь невостребованных пространств и увеличивают объем помещений, действительно необходимых компании.
Анализ внутренних процессов позволяет компаниям получить более оптимальный и полезный офис, который поддерживает стили работы сотрудников, а не мешает им. В результате исчезают проблемы с нехваткой переговорных, шумом в опенспейсе и дефицитом вспомогательной инфраструктуры.
Многофункциональность и адаптивность – новые драйверы
Трансформация и адаптивность переходят в разряд базовых требований на уровне инженерных и планировочных решений. Бизнесы планируют на 5–7 лет вперед, учитывая потенциальные рост или сокращение штата, переход части сотрудников на удаленку или гибридный формат посещения.
Главный принцип в создании современных офисов — трансформируемость. Изначально помещение может использоваться для неформального общения, однако при необходимости может стать новой переговорной или рабочим пространством. Альтернативные форматы использования площадей продумываются заранее – на этапе проектирования закладываются инженерные решения для возможности быстрого демонтажа или переноса перегородок. Впоследствии это существенно снижает стоимость любых изменений и обеспечивает ту самую гибкость и скорость.
Заключение
Современный офис не строится по типовым канонам, а сочетает в себе лучшие решения и индивидуальные особенности бизнеса. Идеальный офис – сбалансированный набор функциональных зон с высокой адаптивностью к любым изменениям потребностей. В результате компаниям удается не только сэкономить до 10–15% площади, но и создать пространство, которое усилит бренд и поддержит нужный стиль работы.

