После нас не придется переделывать

После нас не придется переделывать

Подходящий к концу 2020-й год стал сюрпризом для всех. Неожиданные ограничения усложнили работу на и без того высококонкурентном рынке фит-аута. Если перефразировать название знаменитого триллера братьев Коэн, то новичкам тут точно не место, считает генеральный директор GPGroup Игорь Грецов. В своем первом большом интервью OfficeNext он рассказал, как найти свою нишу, на что он готов идти ради заказчика и какие сюрпризы таит в себе гостиница “Метрополь”.

Связи решают

- Вы сами создали свою компанию и сегодня среди ваших клиентов звучные проекты и бренды - Vesper, Skolkovo, SAP, Остров Мечты, Дворец художественной гимнастики им. Ирины Винер-Усмановой, Azimut. Как думаете, можно сейчас молодой компании выйти на рынок? С чего начать?

Игорь Грецов: Со знакомств. Если тебя никто и нигде не знает, то можно и не открываться. Хотя сегодня я бы и не начинал ничего нового - начинать сегодня было бы крайне тяжело. Когда я уходил из предыдущей компании, поставил своей целью создать команду единомышленников и профессионалов, которая была бы эффективнее и могла бы решить, например, впятером, задачи, для решения которых у других требовалось бы человек 10 или 15. В течение десяти лет я аккумулировал вокруг себя именно таких людей, чтобы решать поставленные задачи меньшим числом людей в те же сроки и с тем же качеством. Вряд ли сильно дешевле, конечно, потому что профессионалы стоят дороже. Но, конечно, это и для заказчика будет чуть дешевле и чуть быстрее.

Но качество, определенно - главный приоритет. Мы не можем себе позволить делать что-то, на что потом было бы стыдно смотреть. Если мы “вываливаемся” из сметы, но видим, что это нужно сделать, то мы готовы идти на личные затраты лишь бы мы сами и клиент был доволен.

Поэтому начинали мы с небольших объемов и комплексов апартаментов, чтобы выдать клиенту качество. Мы и сегодня занимаемся отделкой премиальных жилых комплексов, которые выходят на рынок с ремонтом от застройщика. Мы сумели добиться главного - у нас есть пул заказчиков, которые доверяют нам, потому что знают - после нас не придется переделывать как минимум лет 5-7. Именно поэтому мы не раздуваем портфель заказов, предпочитая развиваться планомерно.

- А вы сами как начинали в сфере строительства, fit-out?

И.Г.: В 2017 году у нас был проект апартаментов для топ-менеджера крупной финансово-промышленной компании. Благодаря этому проекту состоялась наше знакомство с девелоперской компанией USM Development, для которой мы построили ресторан и фитнес-зал в БЦ “Матрешка” в Сколково и приняли участие в строительстве яркого объекта - Дворец художественной гимнастики им. Ирины Винер-Усмановой. Последним, кстати, мы особенно гордимся. Он стал для нас знаковым, да и не только для нас а наверное для всего строительного сообщества, потому как в этом году он взял премию MIPIM Awards как лучший спортивный и культурный объект.

GPGroup занималась инженерным обеспечением объекта. Сначала нас пригласили на одну инженерную систему, но в итоге мы сделали их около восьми.

Но опять же, мы бы не смогли ничего никому доказать, если бы у нас не было соответствующих знакомств. Если о тебе никто не говорит, можно закрываться. Это первое. И второе - у тебя нет перспектив, если о тебе говорят, но ты не можешь этого сделать. Всегда надо взвешивать, насколько ты готов взять тот или иной проект - не слишком ли он крупный для тебя. Иногда приходится отказываться от каких-то проектов, понимая, что мы просто захлебнемся. Мы же не можем поступиться качеством.

- От какого объема вы не захлебнетесь?

И.Г.: С коммерческим объектом, к примеру офисным интерьером или ритейл-объектом площадью 10 тыс. кв.м сейчас мы легко справимся. В принципе, любой коммерческий интерьер такой площади сегодня нам по плечу. Сейчас мы выходим на строительство офиса Inventive Retail Group (4 тыс. кв. м) в БЦ “Якорь” и достраиваем апартаменты Nine Cloud для девелоперской компании Vesper на Большой Якиманке (2 тыс. кв. м).

- Cейчас сложно протолкнуться на рынке?

И.Г.: Еще лет 15 назад на рынке фит-аута было 3-4 компании, теперь же их 34 (условно) и, соответственно, каждый клиент подбирает под свои интересы, задачи и бюджет того или иного подрядчика. В этом и заключается сложность, потому что если раньше компании выбирали клиента, то сейчас - клиент компанию.

- Распространен ли на рынке демпинг?

И.Г.: Вопрос даже не в демпинге. Вопрос в том, что из 60 клиентов на троих получалось по 20 и каждый мог выбрать под свои задачи и ресурсы. Сейчас эти 60 разлетаются на 30, что сильно усложняет конкуренцию. Конечно, лидеры отрасли не страдают от недостатка клиентов. Так или иначе все изначально идут к ним и затем уже, если понимают, что, скажем так, не тянут их бюджеты, опускают свою планку ниже. Как бы то ни было, некая иерархия в этом рынке все равно выстроилась. Есть пять компаний-зубров, затем эшелон пониже и уже те, кто только вышли на этот рынок. В любом случае заказчики всегда будут понимать, к кому идти. Например, “Новатек” или Сбербанк никогда не пойдут к новичкам со штатом в 50 человек. И это мы сейчас не говорим о том, у кого какие связи, договоренности и возможности. На мой взгляд, в нашем бизнесе очень важно знание и понимание рынка.

- А если наоборот - часто ли приходится сталкиваться с завышением смет в процессе работы с проектом?

И.Г.: Постоянно.

- Как с этим справляться?

И.Г.: Только договариваться “на берегу”, потому что часто в ходе реализации проекта открываются нюансы, не известные сразу. Где-то приходится что-то демонтировать, где-то – смонтировать сверх сметного расчета. Заключая договор, этого не всегда можно предвидеть. К сожалению, у многих компаний существует такая практика: они предлагают низкую цену, получают контракт, а при выходе проанализировав и поняв свои «промахи» начинают заниматься исключительно составлением перечня дополнительных работ, что вызывает у заказчика негодование, но он ( заказчик) в основном соглашается, а это в свою очередь влияет на скорость выполнения работ и опять же стоимость. В итоге заказчик получает цену по окончанию проекта ту, которую давал подрядчик из эшелона выше. Должен признать, что с точки зрения ведения бизнеса это - наша слабая сторона, потому что мы на этом не зарабатываем и в итоге имеем меньшую маржу, чем все эти компании. За дополнительные объемы мы не торгуемся с заказчиком.

От “Матрешки” до “блаженства”

- Сильно ли отличается специфика строительства апартаментов от офисов?

И.Г.: В разы. И по цене, и по трудоемкости апартаменты находятся на более высоком уровне. Отличие в цене от стандартного офисного интерьера - 30-40%.

- Если вам предложат выбрать, в какой проект пойти - офисов или апартаментов, что вы выберете?

И.Г.: Если стоял бы выбор, то я бы выбрал офисы. Хотя сейчас не то время, чтобы выбирать. Перед многими на рынке сейчас стоит задача выжить любыми путями, надеясь, что следующий год будет лучше.

- Вам самим что выгоднее строить?

И.Г.: Офисы - проекты понятнее, и их бюджеты и временные рамки, что позволяет в свою очередь сэкономить и получить чуть большую маржу. В случае с апартаментами - несмотря на то что мы занимаемся исключительно комплексной отделкой чистовой отделкой целых корпусов, а не отдельных лотов , - нам часто приходится работать с конечным покупателем - возвращаясь и переделывая изначальный проект. Понятно, что все это оплачивается. Но это время и трудозатраты. В офисах такого гораздо меньше.

- У вас высокий ценник?

И.Г.: Я бы так не сказал. Апартаменты мы строим по цене от 110 тыс. руб. за 1 кв. м, офисы и рестораны (в “Матрешке”, в частности) - от 35 тыс. руб. за “квадрат”. В Центре художественной гимнастике работы с инженерными системами обошлись примерно в 45 тыс. руб. за 1 кв. м.

- Вы готовы экономить на материалах?

И.Г.: Только в том случае, если идет честная и открытая игра и договоренности достигаются на начальном этапе.

- Вам посчастливилось работать в “Метрополе”. Я так понимаю, туда вы пришли после реконструкции в отеле “Азимут Смоленская”, который также принадлежит Александру Клячину. В чем была особенность работы с номерами в этой исторической гостинице?

И.Г.: Да, вы правы, в “Метрополь” нас позвала та же команда, с которой мы работали в отеле Azimut Smolenskaya. Вообще, там много чего интересного было. При ремонте, например, в стенах мы натыкались на оригинальные кованые гвозди. Да и само дерево, использованное при строительстве гостиницы, настолько сильно высохло, что его ничем нельзя было распилить. Кроме того, была масса требований со стороны Москомархитектуры к сохранению исторического облика. Поэтому каждую историческую деталь интерьера мы досконально фотографировали и отправляли фотографии в ведомство.

- В “Острове мечты” вы тоже работали. Такое большое внимание к проекту усложнило вашу работу?

И.Г.: Мы как раз заканчивали работать с Центром художественной гимнастики, когда нас посоветовали девелоперу “Острова мечты” как тех, кто сможет выполнить все работы в очень сжатые сроки. У них оставался один участок площадью 10 тыс. кв. м - “Дворец графа Дракулы” и кинотеатр. Кстати, кинотеатр мы взяли после того, как с ним не справился предыдущий подрядчик. Благо, он не успел приступить к работе, поэтому ничего переделывать не пришлось.

- Как человек, много работающий с офисами, как вы считаете, изменятся ли они под натиском ковида?

И.Г.: Возможно, кто-то что-то предпримет в плане оснащения вентиляции. Но это работает для новых офисов. В той же Москва-Сити вряд ли это произойдет. Офисы, думаю, останутся теми, какими они были. Вероятно, изменится подход к клинингу и эксплуатации вентиляции.

- Сейчас, например, стали популярны экологические стандарты - вроде Well и Fitwel и им подобных. Они будут чаще использоваться?

И.Г.: Это все маркетинг на фоне пандемии, не более того. К фит-ауту это не имеет отношения. Вообще все вопросы трансформации офисов, изменения их нарезки и превращения в гибкие офисы всегда упираются в вопрос вентиляции.

- И все же?

И.Г.: Да, офисы будут закрываться. Кто-то будет переезжать, арендуя меньшую площадь. Это будет происходить, этого не избежать. На офисный ландшафт влияют и подвижки в экономике - меняется состав арендаторов офисных площадей, на место компаний с иностранными инвестициями приходят компании с госучастием, крупные российские промышленные, финансовые корпорации со своими требованиями к организации пространства.

GPGroup - партнер Business & Design Dialogue 2020.