В новых реалиях: проектное бюро РАЗУМ

В новых реалиях: проектное бюро РАЗУМ

Управляющий партнер проектного бюро РАЗУМ Дмитрий Лукьянчиков о новых проектах и импортозамещении.

- Назовите основные вызовы, стоящие сегодня перед вами в новой ситуации в работе по текущим проектам.

Дмитрий Лукьянчиков: Довольно большой объем разрабатываемой нами проектной документации составляют объекты коммерческой недвижимости, офисы российских и международных компаний. На сегодняшний день есть понимание того, что многие компаний заморозили, отложили на неопределенный срок будущие проекты, переезд в новые офисы, реновацию существующих офисных пространств. Бизнес экстренно переходит в режим экономии и зачастую переезд или улучшение текущих условий не является приоритетным в сложившейся ситуации.

- Какие инициативы вы предпринимаете в своей деятельности по текущим и новым проектам?

Д.Л.: По новым и текущим проектам в начальной стадии основной проблемой на сегодняшний день является неопределенность с возможностью поставки импортных строительных материалов и инженерного оборудования. В проектах офисов и премиального жилья доля иностранных комплектующих может составлять более 70% бюджета строительства объекта. Новые поставки из США и Европы приостановлены, с поставками из других регионов тоже есть логистические трудности. Так же нет стабильного понимания цен, в том числе и на российские строительные материалы, некоторые из которых уже подорожали на 20-30%. А наши заказчики зачастую хотят понимать бюджет строительства на начальном этапе проектирования или просят проектировать под уже заданный бюджет.

Соответственно, исходя из сложившейся ситуации в своих проектных решениях мы предлагаем все возможные альтернативные варианты, российского или азиатского производства, оперативно взаимодействуем с поставщиками оборудования, от которых в первую очередь зависит дальнейшее развитие ситуации.

- Если вы принимаете участие в разработке проектов совместно с международными компаниями, как ведется работа в текущих условиях?

Д.Л.: На сегодняшний день мы участвуем в разработке документации для международных компаний. Эти проекты находятся в стадии завершения и реализуются нашими заказчиками строительными компаниями. Новые потенциальные проекты международных компаний, в которых мы предполагали участие, пока приостановлены на неопределенный срок.

- В связи с уходом IT-компаний и обеспечения, есть ли варианты замены программ вроде Photoshop, 3dMax и других?

Д.Л.: Основным поставщиком программного обеспечения, которое мы используем в работе, является компания Autodesk, это программные комплексы Autocad и Revit, а так же решения от компании MagiCAD group. Компания Autodesk объявила о приостановке деятельности в России, не об уходе.

На сегодняшний день все ПО работает, возможность приобрести дополнительные лицензии тоже осталась. В качестве подстраховки у нас есть старые коробочные версии продуктов с бессрочной лицензией, в которых можно эффективно продолжать работу.

Возможны проблемы с облачными сервисами предоставляемыми Autodesk, но мы в своей работе изначально приняли решение использовать собственные серверы и его придерживаемся. Это сложнее, но надежнее. Так что особых проблем связанных с ПО в перспективе ближайших нескольких лет я не вижу.

- Какие виды строительных материалов /инженерии пока трудно заменить импортозамещением?

Д.Л.: Заменить можно все, не только импортозамещением, но и поставками из других регионов. Более того, многие производители из ЕС готовы поставлять материалы, дело за поставщиками - наладить логистику и определиться с ценами. Надеюсь, курс рубля стабилизируется в ближайшее время и поставщики оперативно наладят свою работу. В сфере высокотехнологичного оборудования текущая ситуация наложилась на дефицит возникший по вине пандемии, но и эта проблема решаема, понятно, что с ощутимым ростом цен.

Но есть и плюсы для наших потенциальных заказчиков, иностранных компаний, которые продолжат развиваться в России, а также и для российских импортеров: для них стоимость наших проектных работ, а так же стоимость строительно-монтажных работ значительно подешевела в валюте в связи с падением рубля, ставки аренды тоже упали.

А на рынке труда в последний год складывалась ситуация огромного дефицита высококвалифицированных кадров, сейчас в связи с падением доходов иностранцев в рублях, будет значительный отток экспатов из России. Так что компаниям необходимо привлекать сотрудников более качественными условиями труда. И тут одним из самых важных факторов является офис.

Так что в сложившихся обстоятельствах, после небольшой паузы, для компаний, которые хотят развиваться, самое время обострить борьбу за квалифицированные кадры и продолжить улучшать условия труда своих сотрудников обновлением офиса.