Офисы, похожие на отели, с консьерж-сервисом
Что сегодня включает в себя понятие «больше, чем офис», как решать проблему нехватки вакантных площадей, и как регионы внедряют московские практики – обсудили участники первой сессии прошедшего форума Business & Design Dialogue 2025.
Партнеры сессии: PRYSM, Миторра.
Модерировала сессию Ирина Хорошилова, старший директор, руководитель департамента офисной недвижимости и направления интегрированных решений для клиентов CORE.XP. Ирина поделилась статистикой московского и регионального рынков – вакансия по-прежнему остается крайне низкой, но в перспективе ближайших пяти лет ожидается большое количество новых сданных офисных площадей. А пока приходится действовать в условиях дефицита, и приглашенные эксперты рассказали, какие решения используют, на чем концентрируются сегодня, и в чем видят залог успешного завтра.
Один из способов решить проблему отсутствия вакантных квадратных метров – реконструкция исторических зданий. Об этом рассказала Наталья Филатова, административный директор ВК. Правда, Наталья сразу оговорилась, что идти таким путем не стоит от безвыходности. Реконструкция таких построек, как особняк Дениса Давыдова на Пречистенке, Дом Зингера или историческое здание у Красного моста, под размещение офисных площадей – это, прежде всего, проявление социальной ответственности, любви к городу и стремление сохранить его архитектурный облик. Решаясь на такой шаг, нужно понимать, что это буквально удвоенные сроки реализации проекта, масса ограничений и требований – здесь опасно торопиться и пытаться что-то упростить. Однако результат и чувство удовлетворения полностью окупают вложенные труды и средства.
От исторических объектов эксперты перешли к новому строительству. Сергей Труханов, руководитель архитектурного бюро T+T Architects, рассказал о том, что просто новых квадратных метров сегодня уже недостаточно. Рабочее пространство выходит за пределы офиса и даже за пределы бизнес-центра. Важно учитывать путь сотрудника, его личные задачи, которые можно решить по пути на работу или домой. К примеру, бизнес-центр может взаимодействовать с коммерческими пространствами района, чтобы обеспечить резидентов инфраструктурой, не предусмотренной в своих стенах. Что еще важно? Многофункциональность, адаптация пространств под разные поколения, и, главное, насколько это возможно продлить моральный срок жизни офисного центра. То есть нужно уже не просто строить, а заглядывать в будущее перед тем, как строить.
Помимо всего прочего, офисное здание должно быть умным. Ахмед Малороев, директор департамента цифровых продуктов MANUFAQTURY, поделился секретами, как сделать из бизнес-центра гаджет, активно используемый всеми резидентами. Умные технологии в бизнес-центрах – запрос арендаторов. Особенно высокие требования к цифровизации, удобству, комфорту управления пространством предъявляют ИТ-компании. Решение, которое придумали в MANUFAQTURY, – система управления зданием PRYSM. Это мобильное приложение для резидентов с широким функционалом и CRM-система для управляющей компании. Многие рутинные процессы ускоряются и упрощаются при таком цифровом взаимодействии. По сути, это своего рода консьерж-сервис. Пользователи приложения могут не просто оставить заявку на обслуживание или ремонт, заказать пропуск в здание или получить нужную информацию. У них есть даже собственный маркетплейс, где собраны поставщики услуг, работающие поблизости. Итог – удовлетворенность сотрудников, лояльность арендаторов, удобство для всех сторон.
Успевают ли регионы за Москвой? Людмила Коберниченко, руководитель дирекции недвижимости Альфа-Банка, поделилась кейсами, которые доказывают, что офисные тренды постепенно распространяются за пределы столицы. Московских крупных офисных игроков сегодня можно сравнить с отельерами, ведь для сотрудников предусмотрено множество удобств и сервисов (от 3D-навигации до модной еды), и, приходя на региональный рынок, игроки приносят эти принципы и требования с собой. Сегодня уже недостаточно просто выстроить офис, если вокруг запустение, а работать с историческими зданиями в центре – сложно. Требуется глобальная реконструкция. Вывод: нужно быть готовым к увеличенным срокам ремонта и к вложениям в развитие городской среды. Один из кейсов масштабного переезда Альфа-Банка – 10-тысячное здание на набережной Екатеринбурга.
Теперь это один из самых высоковостребованных офисов банка. Еще один вариант регионального присутствия – коворкинги для сотрудников. К примеру, в Сочи у Альфа-банка круглогодичный коворкинг, реализованный в здании ТЦ, при этом полностью изолированный и тихий. Наконец, офис Альфа-Банка в Нижнем Новгороде – пример воплощения лучших практик и избежания известных ошибок. Здесь был отремонтирован целый квартал, создана современная обустроенная среда. Это демонстрация любви собственника здания к своему городу, и эти вложения невозможно «отбить» материально, но благодаря такому ответственному подходу выиграли все стороны. Главным качеством современного офиса Людмила назвала адаптируемость. И для оперативного реагирования на изменения в режиме онлайн в банке создана интерактивная карта с 3D-моделями всей сети офисов, что позволяет быстро проецировать аналитику на каждый объект и оперативно принимать решения.
С похожими задачами в регионах сталкиваются и другие банки. Семен Латута, заместитель руководителя департамента управления недвижимостью Совкомбанка, представил два проекта по преобразованию морально устаревших ТЦ в Казани и Красноярске в современные офисные пространства. В одном случае это было полное преображение с заменой фасада и изменившимися до неузнаваемости интерьерами, в другом – не такая глубокая реконструкция, но тоже существенные изменения и дополнения. Почему имеет смысл выбирать такие объекты? В первую очередь, из-за выгодной локации. Плюс это вариант решения проблемы с недостатком вакантных офисных площадей в регионах.
Вторая жизнь есть не только у офисов и ТЦ, но и у производственных площадках. Дмитрий Кутузов, архитектор, генеральный директор Миторра, рассказал о том, как современная архитектура позволяет промышленным компаниям выстраивать новый имидж. Площадки, которые прежде напоминали «зону отчуждения», сегодня становятся эстетически привлекательными, комфортными, чистыми и мультифункциональными. Пример – логистический комплекс Эскимо Плаза для компании «Чистая Линия». Изначально здесь планировалось разместить морозильники, но в итоге на территории появились и административно-бытовой корпус, и спортивные зоны, и номерной фонд для сотрудников и даже теннисные корты, которыми могут пользоваться жители прилегающих районов.
Так, несмотря на дефицит готового качественного продукта на офисном рынке, заказчики вместе с архитекторами и девелоперами находят решения – реновируют, реконструируют объекты, делают их максимально гибкими и адаптивными, стараются не просто удовлетворить сегодняшние потребности сотрудников, а предугадать завтрашние, при необходимости даже производственные площади превращают в арт-объекты. Офисы, похожие на отели, с консьерж-сервисом – вероятно, так и будет выглядеть бизнес-среда ближайшего будущего.