Как создаются офисы с «человеческим лицом»?
Чтобы разобраться в том, что сегодня актуально, какие сложности и перспективы у российских поставщиков и производителей, растут ли цены, мы пригласили к разговору нескольких экспертов. Ниже – делимся их комментариями и советами.
Нужны ли офисы? И какие?
Эксперты отмечают, что после пандемии повсеместного перехода на удаленный формат работы и отказа от офисов не произошло. Более консервативные компании быстро вернулись к привычному режиму. Более гибкие компании разрешили сотрудникам по желанию работать из дома или ввели гибридный формат работы. Часто встречается график 3/2: три дня сотрудник работает в офисе, два дня — на удаленке. По этой причине компании не отказываются от офисов, а модернизируют их, создавая больше креативных и функциональных зон для важных рабочих процессов. Например, вместо классической расстановки с тысячей рабочих мест для каждого сотрудника создается гибкая рабочая среда, где каждый сотрудник или команда могут найти себе место для текущей задачи. Переговорные комнаты — для деловых встреч или мозговых штурмов, бронируемые хотдэски и регулируемые по высоте столы — для индивидуальной работы, акустические кабины — для звонков и zoom-конференций, креативные мягкие зоны — для коллабораций и отдыха.
#BusinessClub | Офис в БЦ «Искра-Парк», Adetail
В быстро меняющихся условиях наблюдается отказ от долгосрочных капиталоемких вложений в строительство и ремонт. При этом, после ухода из России иностранных компаний арендаторы имеют желание переехать в освободившиеся офисы более высокого класса. Остальные намерены повышать качество офисных пространств, которые они занимают.
Для оптимизации пространства и повышения эффективности своей работы компании готовы делать редизайн офиса. Например, создать более динамичное пространство, обеспечивающее здоровые условия по освещению и вентиляции, дополнить его яркими цветовыми решениями, а также усилить имидж компании с помощью фирменного стиля и мебели.
Скажем, если офис в основном используется для встреч и совещаний, целесообразно переоборудовать его площади под переговорные комнаты и конференц-залы. Также рекомендуется использовать в пространстве более адаптивные решения, которые легко снова применить в случае переезда: мобильные столы-трансформеры, акустические будки и перегородки. Кстати, не вся мебель способна пережить переезды, поэтому предпочтение стоит отдавать решениям, обеспечивающим многократные циклы сборки и длительный гарантийный период. Это избавит административные службы от головной боли со срочной заменой вышедшей из строя мебели.
Тенденции, перспективы и сложности
Мы попросили участников рынка рассказать о том, с какими вызовами они сталкиваются, как налаживают свою работу, какие позитивные и негативные изменения могут отметить.
Андрей Кочемазов
управляющий партнер AOF Group
«Поставки мебели из Европы в Россию активно продолжаются. В 2022 году часть европейских фабрик прекратили или временно приостановили поставки, но большинство производителей продолжают работать с российскими компаниями. Например, продуктовый портфель европейских фабрик-партнёров AOF Group сократился менее чем на 5%. Мы стабильно поставляем мебель в проекты, несмотря на увеличение сроков поставки и цен на товары в связи с нарушением логистических цепочек и мировым ростом стоимости сырья.
В текущей турбулентности на рынок России начали оперативно выходить производители мебели из Китая и Турции. На сегодняшний день Юго-восточная Азия — одно из самых устойчивых направлений по поставкам в Россию, а себестоимость производства продукции ниже, чем в Европе. Но это развивающееся направление не закрывает потребность российских заказчиков в интересных, уникальных и вариативных дизайн-решениях в сегменте офисной мебели».
Офис STEOR, реализованный с участием AOF Group
«В отличие от Азии ассортимент турецких производителей шире, однако уровень качества предлагаемой продукции зачастую не удовлетворяет требованиям заказчиков и дилеров, и есть внешние политические угрозы, которые могут им помешать развиваться на российском рынке. Посмотрим, что из этого выйдет.
Следуя тенденции последних лет – импортозамещению, российские производители создают коллаборации с европейскими партнерами и выпускают высококачественные линейки на собственных мощностях с учетом дизайна и технических требований правообладателей. Кроме собственных разработок мебели мы недавно представили рынку локализованные коллекции рабочих мест HAWORTH. AOF Group является эксклюзивным представителем HAWORTH в России с 2005 года.
Все чаще одним из условий участия в тендерах, где требуется продукция российского производства высокого качества, становится предоставление подтверждающих документов - сертификатов соответствия на продукцию, заключения о подтверждении российского производства от Минпромторга.
Новая тенденция рынка — потребность в организации качественных общественных интерьеров, в которых современные, осознанные люди могут совмещать отдых, досуг и работу. Красивое, эстетичное, удобное пространство — это продолжение личности человека, его образа жизни, мышления и ценностей».
Офис Align Technology, реализованный с участием AOF GROUP
«Окружающая среда в общественных зонах офисов, торговых и бизнес-центров напрямую влияет на имидж места, настроение и впечатление клиентов и посетителей, их желание проводить там больше времени и возвращаться снова, желание олицетворять себя с этим местом и рекомендовать его друзьям. Причем играет роль не только общий дизайн, но и детали – запах при входе, приятная на ощупь ткань диванов, живые растения, наличие уединённых мест.
Мы, как участник и эксперт рынка, поддерживаем эту тенденцию и стараемся формировать спрос на создание интерьеров с такой средой и взвешенно подходить к выбору мебели. На первый взгляд «неважные детали» становятся ключевыми эмоциональными факторами, повышающими лояльность ваших клиентов».
Анна Дыханова
основатель архитектурного бюро Adetail
«Сложившаяся ситуация стала триггером для развития с одной стороны внутреннего производства, а с другой изменения вектора импорта. На смену привычным европейским партнерам пришли 2 основных лидера: Турция и Китай. При этом можно выявить проблематику - повышение стоимости мебели и увеличение сроков поставки. И все же не смотря на все сложности, с которыми столкнулись Adetail, я бы хотела сфокусироваться исключительно на положительных аспектах, а именно увеличение внутренних мощностей, расширение партнерского рынка и возможность взаимодействовать с привычными партнерами благодаря налаженному параллельному импорту».
SOK Сити, Adetail
Мебельные тренды. Экономия не в ущерб качеству
Как меняется и меняется ли подход к меблировке офисов? Что предлагают российские поставщики и производители? Что выбирают заказчики? Как можно сэкономить при растущих ценах?
Александр Шнурко
коммерческий директор группы компаний Sinteza
«Sinteza считает, что мебельные тренды неотделимы от ситуации на рынке офисной недвижимости в целом, на них также влияет экономическая и геополитическая ситуация. Хотелось бы выделить три основные тенденции, которые перешли в этот год из 2022-го.
Первая тенденция — спрос на переобустройство существующих офисов в связи со сменой арендаторов. Во-первых, после оттока зарубежных игроков на их место приходят отечественные корпорации с госучастием. Во-вторых, многие российские компании переезжают в другие помещения ради сокращения расходов. Каждый раз проект офиса хоть немного, но корректируется под изменившиеся потребности заказчика. Требуется полная или частичная замена мебели, что в масштабе всего рынка означает большие объемы новых поставок. В условиях санкций, когда европейские позиции стали недоступными, спрос закрывают российские компании, а также белорусские, турецкие, китайские, индийские.
В условиях быстро меняющегося рынка компаниям трудно строить долгосрочные прогнозы даже на масштабы и заполненность собственных офисов, поэтому сейчас особенную популярность приобретает мебель-трансформер и модульные решения. Они удобны, т.к. позволяют экономить на тотальном обновлении интерьера и видоизменять пространство, докупая лишь отдельные позиции. Это касается как мягкой, так и корпусной мебели.
Вторая тенденция, которую мы наблюдаем в «офисной жизни» и которая влияет на мебельные тренды: новая волна спроса на гибкие, «человекоцентричные» пространства. Главная причина этого — возросшая ценность квалифицированных специалистов. Бизнес вынужден справляться со множеством проблем. В жестких экономических условиях залогом выживания компаний стало привлечение профессионалов, креативно мыслящих, чувствующих рынок и способных быстро адаптировать под него бизнес-процессы.
Неудивительно, что многие работодатели стали использовать офисы как HR-инструменты и создавать в них условия, которые помогают сотрудникам поддерживать личную продуктивность на высоком уровне. Комплектуют помещения эргономичной мебелью, обустраивают комфортные пространства под людей с разными привычками и темпераментом. Создают локации со свободной рассадкой и «домашним» уютом, классическими закрепленными местами, переговорными комнатами, «мягкими зонами», зимними садами, кафетериями, амфитеатрами и спортзалами. Офисы перестали быть местом только для делового общения и сосредоточенной работы. Теперь это еще и пространства для коллективного поиска новых идей, поддержания командного духа, развития корпоративной культуры, укрепления социальных связей».
Офис для международной IT-компании, реализованный при участии Sinteza
«И, конечно, сотрудникам важна эстетика, людей вдохновляют красивые интерьеры. Поэтому даже в условиях оптимизации бюджетов остаются востребованными необычные инсталляции, стильные расцветки мебели, креативные формы.
А вот для экономии средств компании, как правило, прибегают к другим методам. В частности, обращают внимание на продуманные планировочные решения, возможность видоизменять их — увеличивать, уменьшать количество мест, внедрять гибридный формат работы. В связи с этим мы получаем все больше запросов на smart-проектирование. Оно представляет собой нечто более масштабное, чем просто создание дизайн-проекта в привычном понимании. Интерьеры прорабатываются на предмет эргономики и стиля. При создании smart-проекта учитывается специфика деятельности заказчика, взаимодействие между отделами, роль офиса в формировании имиджа компании. Просчитываются и конкретные цифры: например, сколько площадей нужно отвести под open space, общие зоны и закрытые кабинеты, или как часто компанию посещают клиенты и партнеры.
Таким образом, нынешняя экономическая ситуация приводит не только к негативным, но и к положительным результатам на рынке офисной недвижимости. Частично она становится точкой роста для отечественных мебельных производств и fit-out компаний, а также дает серьезный толчок развитию комфортных офисов «с человеческим лицом».
Елена Кружкова
директор по развитию бизнеса строительной компании CONTE
«Несмотря на непростой период, который переживает Россия, игроки нашей отрасли не опустили руки, а, напротив, мобилизовали внутренний ресурс, объединились, поддерживали друг друга: как партнёры, так и конкуренты. Уход иностранных компаний не станет проблемой для отрасли, пока в России существуют такие профессиональные компании, как WOODSTOCK, например.
В этом году CONTE реализовали офис для них, поэтому нам посчастливилось погрузиться в тонкости их работы и наблюдать ту колоссальные пользу, которую коллеги приносят отрасли. Эта компания занимается поставками древесины со всего мира для интерьера и мебели. Благодаря им в России мы можем найти огромное множество необычных натуральных материалов. Только представьте, более 250 пород шпона. Мебель из классического дуба теперь далеко не единственный вариант: WOODSTOCK завозит материалы из Африки и Южной Америки, а наши производители и архитекторы интегрируют их в интерьеры по последнему слову дизайна.
Более того, эксперты этой компании ведут просветительскую деятельность для архитектурных бюро и дизайн-студий. Помимо дерева они также занимаются подбором лакокрасочных покрытий, в том числе эмалей, имеют собственную лабораторию. Принимают участие в разработках линеек мебели. Сервис этой компании по уровню уже давно превзошел сервис европейских компаний».
Альфа-банк, Зона Г, CONTE, WOODSTOCK
«На объектах мы также успешно сотрудничали с нашей российской компанией Nuts Design. Кастом, который делают ребята на своём производстве, ничуть не уступает западному. Компании, которые раньше привозили европейскую мебель, уже выпускают в коллаборациях с молодыми архитекторами свои линейки, учитывающие высокие запросы наших заказчиков.
Как известно, что нас не убивает, то делает сильнее. Мы объединяем усилия и смотрим в будущее с оптимизмом».
Иннокентий Полковников
руководитель направления «Акустика, зонирование и трансформация пространства» компании Office Solutions
«Прежде всего, хочется отметить, что все изменения за последние несколько лет (начиная с ковидных ограничений) не переломили ни один из глобальных трендов за последние 10 лет (вектор на создание пространств для креативного взаимодействия, эффективного обучения, вовлеченности сотрудников задан уже давно). Что касается именно мебели, в условиях ограниченного доступа к производителям передовых решений из некоторых стран, мы обратили внимание на Турцию и другие регионы, и результат взаимодействия с новыми партнерами Office Solutions удивил. Иногда эти решения выглядят свежо и даже лучше отвечают современным требованиям. Если подытожить, несмотря на локальные и глобальные вызовы – по-прежнему необходимо не просто продавать мебельные решения, а помогать заказчикам в решении конкретных задач, в эффективном преобразовании офисных пространств».
Tayga Energy, OFFCON. При участии Office Solutions