Заказчиком проекта нового офиса в Москве выступила компания ABB – шведско-швейцарская корпорация, специализирующаяся в сферах электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий. Во всем мире ABB известна благодаря своим двигателям, генераторам, электрооборудованию, промышленным роботам и системам защиты, обслуживания и автоматизации энергообъектов. Много внимания компания уделяет охране окружающей среды и энергоэффективности.
Воспользовавшись экономической ситуацией на рынке, компания смогла позволить себе переезд в здание класса «А», а также реализовать некоторые аспекты глобальной стратегии Next Level, принятой в головном офисе мирового ABB. Кроме прочего, программа подразумевает концептуально новую систему организации рабочего пространства, получившую название «Офис-2020» - по году окончания ее реализации. Новая концепция основана на принципах доступности, прозрачности и открытости, и включает в себя такие шаги как увеличение процента свободных рабочих мест в офисе, правило «чистого стола», переход на электронный документооборот и другие.
Внедрение принципов проекта «Офис-2020» было затруднительно в прежней штаб-квартире, так как помимо основного рабочего процесса в нем проходило обучение клиентов со всей России. Постоянные потоки посетителей и громоздкое обучающее оборудование, требующее особых технологических условий, значительно усложняли работу сотрудникам и обременяли список требований по обеспечению безопасности. В этой связи было принято решение о функциональном разделении рабочих пространств. Инновационный учебный центр ABB получил отдельную площадку – в Технополисе «Москва» на Волгоградском проспекте.
Бизнес-задача
Перед архитекторами MAD Architects была поставлена задача организовать эргономичное, максимальное открытое рабочее пространство, отвечающее требованиям новой программы глобального развития компании. Заказчик определил достаточно сжатые сроки: от момента начала работы над проектом до переезда прошло чуть больше четырех месяцев.
Организация пространства
Новая штаб-квартира расположилась на четвертом и пятом этажах, бизнес-центра ICube на Нахимовском проспекте. На пятом архитекторы разместили зону ресепшн и административные структуры: кабинеты топ-менеджмента, а также юридический, финансовый департаменты и IT-зону на 20 мест. Здесь же располагается конференц-центр для проведения собраний, презентаций и мастер-классов.
![](/upload/resize/c4/c4e7decfb0e74e217c8e6a492448eca4_720x1000.jpg)
Сотрудники различных бизнес-направлений разместились на четвертом этаже, рабочие зоны которого организованы по принципу open space. Каждому из бизнес-направлений выделено определенное количество рабочих мест в едином пространстве, так называемый neigbourhood. Около 10% рабочих станций здесь не закреплены за определенными людьми и бронируются через консьерж-службу. Ими пользуются сотрудники, большую часть времени проводящие вне офиса. В будущем компания планирует увеличить долю свободных станций до 70-90%.
Для проведения переговоров, внутренних встреч, уединенной работы и неформального общения архитекторы предусмотрели в новом офисе множество разнообразных площадок. Помимо традиционных переговорных комнат, размер которых можно менять с помощью мобильных перегородок, здесь есть небольшие помещения для работы команд специалистов (team rooms), а также зоны для неформального обсуждения рабочих моментов и небольших производственных совещаний (коллаборационные зоны).
![](/upload/resize/87/873dc0a7e34f2897b87ac1400e3e32ff_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/9f/9ffe5e23c63f0d1e875bcd43ca7d208e_720x1000.jpg)
За высокими яркими спинками диванов скрывается еще один тип рабочих пространств. Здесь, отгородившись от окружающих и подключившись к сети, можно провести небольшую встречу с коллегами или поработать в одиночестве. Помимо этого на каждом уровне офиса архитекторы расположили «телефонные будки» для приватных звонков.
![](/upload/resize/ef/ef1ab7bbb8573454fe3f53fcd12064b4_720x1000.jpg)
На каждом этаже нового офиса предусмотрены кухни, где сотрудники могут сделать себе чашку чая или кофе, разогреть еду, пообщаться с коллегами. Для записи идей и их наглядного обсуждения на стеклянные перегородки нанесена маркерная пленка. Правда, засидеться на кухне не получится – вместо привычных столов помещение оборудовано высокими столиками, за которыми можно только стоять. Желтый цвет фасадов кухонной мебели ярко выделяется на темно-серой стене, декорированной горизонтальными деревянными рейками. Они также имеют практическое назначение: на них можно прикрепить объявление или информационную листовку.
Туалеты расположены в центре каждого этажа и имеют входные двери с двух сторон. Для людей с ограниченными возможностями оборудована отдельная кабинка.
Для сотрудников с гибким графиком или приезжающих в офис на велосипеде в офисе предусмотрена душевая.
![](/upload/resize/3a/3a97a2f9ebca75f615496e61e2d718cf_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/c2/c260f6ba8444e0163eca5e11e6b52f5e_720x1000.jpg)
Рядом с выходом из грузового лифта архитекторы предусмотрели небольшое огороженное пространство. Таким образом доставка в офис грузов любых размеров не причиняет беспокойства сотрудникам.
Дизайн-идея
В основу оформления новой штаб-квартиры лег брендбук компании ABB, продиктовавший цветовые решения, а также тематические паттерны. В офисе практически нет глухих стен, вместо них в поддержание идеи открытости – стеклянные перегородки и двери.
Зона ресепшн получилась достаточно строгой: белой с черным прямоугольным обрамлением стойки. Декоративное панно с изображением земного шара – также «цитата» из корпоративного брендбука. Интегрированные в него светодиодные «электросети» перекликаются с рисунком ломаных линий потолочного освещения и создают иллюзию глобального проникновения.
![](/upload/resize/1c/1cd55d71c682c5a2211e5b48562716b7_720x1000.jpg)
Рабочие зоны выделены в пространстве элегантным темно-серым ковролином и белыми потолочными панелями. В проходных и гостевых зонах ковровую плитку украшает динамичный рисунок, а потолочные коммуникации открыты и выкрашены в цвет графита. Яркими пятнами на строгом монохромном фоне выделяются желтая зона кухни, голубые диваны ресепшн, многоцветие обивки митинг-пойнтов и пуфов.
![](/upload/resize/23/234e26a04eef60e1af49e2a3175ff3fa_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/4d/4da0fbc9d3966a4ed598497cee38f3e7_720x1000.jpg)
«Умный дом»
Являясь одним из лидеров рынка в области энергоэффективности компания ABB не могла обойти вниманием в данном аспекте свою российскую штаб-квартиру. В новом офисе самим заказчиком установлена система «умный дом», в автоматическом режиме контролирующая уровень освещенности и терморегуляцию помещений. Яркость светильников, освещающих рабочие места, изменяется в зависимости от насыщенности естественной инсоляции. Система также отвечает за работу проекторов, штор в переговорных комнатах и, в перспективе, всех электроустановочных изделий собственного производства.
![](/upload/resize/0a/0a7df5bcc3fc3e374f49126e6c374582_1000x1000.jpg)
Александр Баймиев
автор проекта, главный архитектор бюро MAD Architects
Компания ABB недавно провела ребрендинг, появились новые цвета, интересная корпоративная графика, отражающая дух и направление деятельности компании, были сформированы новые требования к организации пространства. Было интересно совместно с заказчиком вникать в тонкости новых требований и реализовывать их, учитывая особенности российского характера офиса. Рабочие зоны спланированы в строгой прямоугольной сетке, обеспечивая максимальное удобство для взаимодействия рабочих групп, а общие зоны, сконцентрированные ближе к ядру здания, мы "поломали", добавили динамику линейным освещением и геометрией объемов помещений. Благодаря этому офис выглядит динамичным, строгим, но не скучным.
![](/upload/resize/e6/e6a95cb07d1e8b7ae190e0549889e1fc_1000x1000.jpg)
Мария Николаева
глава архитектурного бюро MAD Architects
В данном проекте наиболее важно и ценно то, что заказчик обратился к нам не просто за тем, чтобы мы спроектировали новый офис. На данном этапе компанией четко сформулированы основные направления развития, предусматривающие множественные изменения в организации труда. Некоторые из них уже реализованы, а многие лишь предстоит претворить в жизнь. Таким образом, нашей основной задачей было заложить в новое рабочее пространство возможность преобразований в соответствии с дальнейшими шагами по внедрению программы «Офис-2020». Фактически в новой штаб-квартире мы запрограммировали будущее компании. Это невероятно ответственно.
![](/img/no_image_pers.png)
Татьяна Сухорукова
административный менеджер ABB
Наш старый головной офис создавался по последнему слову техники, но было это 10 лет назад. С тех пор многое изменилось и, прежде всего, изменилась сама компания. Определение трех основных направлений развития – прибыльный рост, упорный труд и кросс-дивизиональное взаимодействие – повлекло за собой, кроме прочего, и повышение требований к рабочему пространству. Новый офис полностью отражает наше концептуальное видение того, как должно быть организовано пространство, и удовлетворяет поставленным задачам – сейчас и на перспективу.
Проект-номинант премии Best Office Awards 2017!
Приобрести билеты на церемонию награждения по специальной цене
Регистрация на форум Business & Design Dialogue 2017