Выставочная, образовательная, научная и издательская деятельность Музея современного искусства «Гараж» отражает актуальные процессы в русской и международной культуре. История музея началась в Бахметьевском гараже, построенном по проекту Константина Мельникова. Не удивительно, что одним из важных элементов ДНК «Гаража» стало особо бережное отношение к архитектуре, что нашло отражение в офисе компании.
Бизнес-задача
Вторая очередь строительства офиса в связи с расширением штата и направлений деятельности музея. Стремление уважать исторический контекст, поиск решений, которые превращают обыденное место работы в творческое пространство.
Организация пространства
В середине 2012 года Музей современного искусства «Гараж» принял решение о переезде в Парк Горького, где ему выделили часть пустующего здания 1893 года постройки. Помещения очистили от поздних наслоений, обнаружив под гипсокартоном гигантские лестницы, а под поздней кирпичной кладкой – великолепные окна. В ходе работы были восстановлены проемы: несколько окон-иллюминаторов и выходы в парк.
![](/upload/resize/43/431ed27b7082d95fe394d13e30be345c_720x1000.jpg)
Структура уже освоенных четырех этажей штаб-квартиры легко просматривается: несколько открытых рабочих пространств расположены на разных уровнях, каждое подразделение обособлено, но при этом имеет возможность постоянно взаимодействовать с остальной командой. Подкровельное пространство используется как дополнительный этаж.
![](/upload/resize/b8/b855175efe0ae3fa8a72148bc13a4c41_720x1000.jpg)
Подкровельный этаж, первая очередь
Кабинет директора «нависает» над всем офисом. В основном в офисе организованы закрепленные рабочие места. Существует несколько переговорных комнат для командной работы.
![](/upload/resize/59/59b8623654a27f372c464923a33b109d_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/0b/0bba3c58aaec69d2793590e424722843_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/ef/efcad86ad6fa1a2a39fba26824e6bb53_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/f1/f1037a497357ea54254ba5d2bb45fe6e_720x1000.jpg)
Дизайн-идея
Наслоение эпох ощущается и в интерьере: в исторический остов здания инсталлированы современные скульптурные объемы, разные по форме и фактуре – каждый из них имеет свою функцию. На фоне арок судоремонтного завода стоит современная мебель с поверхностями из терраццо, а конструктивистские лестничные марши с окнами-иллюминаторами соединяют между собой рабочие блоки.
![](/upload/resize/21/2156164920e61ce0b8e15eeb55ffd301_720x1000.jpg)
Работая в здании с такой историей, пришлось решать множество технических задач: несущие конструкции еще на первом этапе освоения здания существенно укрепили металлическими обоймами – эти элементы намеренно не замаскированы, чтобы следы разрушения и восстановления оставались видимыми, а вместе с ними и процесс развития здания.
![](/upload/resize/51/5150e05ab84bdbe06950ae18dc9b83ac_720x1000.jpg)
Крыша собрана заново: новые фермы, идентичные прежним по форме, сделаны из клееного бруса.
![](/upload/resize/5e/5ebc38bd66f25f9c749b0e9e3588706f_720x1000.jpg)
Офисная модель
![](/upload/resize/33/3390f7826d30540d4431b415b1630325_720x1000.jpg)
![](/upload/resize/8f/8fd72c0fd0e63114d5189983cec4c5d5_1000x1000.jpg)
Полина Литвиненко
ведущий архитектор проекта
Работа над офисом была напрямую связана с исследованием здания, в котором он располагается. Завораживает, что это здание способно оставаться незаметным, находясь в очень оживленном месте.Те немногие, кто останавливает на нем взгляд, обнаруживают странные детали: ведущие в никуда лестницы, длинные фасады с заложенными окнами. Мало кто знает, что за этими фасадами в самом центре постройки на месте кинозала, разрушенного взрывом снаряда, растут деревья. В процессе проектирования и работы над книгой о здании, которые велись параллельно, нам открывались все новые детали: дореволюционные арки, заложенные проемы, необычные конструктивные особенности. Наши проектные решения построены на аккуратной инсталляции новых функциональных блоков в существующее историческое обрамление: каждый из этих блоков имеет свой характер.
![](/upload/resize/38/38e2e93536ce5d4bd1ee841fd21a8448_1000x1000.jpg)
Вера Одынь
архитектурное бюро FORM
Лучше понять, из чего вырос офис и как параллельно консервировалось здание, помогает история. У здания, в котором располагается офис «Гаража», она непростая: оно много раз перестраивалось, во время Великой Отечественной войны в него попала бомба, а интерьеры многократно трансформировались. Кирпичный остов здания сохранился от Судоремонтного завода, построенного в 1893-95 годах по проекту архитектора Сергея Шервуда. Железобетонные перекрытия появились в середине 1930-х в кинотеатре, который был реализован по проекту советского архитектора Василия Войнова и бразильского архитектора Родриго Дакосты. Часть здания, отведенная под офис «Гаража», с 1990-х была приспособлена под офис и склады сантехнической компании «Контек», и в 2012 году выглядела как типичный офис рубежа 1990 – 2000-х: пространство с клетушками из гипсокартона, многослойными потолками и остатками бетонных оснований для бассейнов.
![](/upload/resize/e6/e650b46f5bedefb1c8fd8f4ce5259e56_1000x1000.jpg)
Ольга Трейвас
архитектурное бюро FORM
Здание имеет интересную историю и представляет собой пространственно-временной тетрис. В разное время работу над ним вели архитекторы С. Шервуд, А. Щусев, Эль Лисицкий, В. Войнов, бразилец Р. Дакоста, а в качестве художников были задействованы А. Дейнека и братья Стенберги. Мы приложили руку к зданию, которое уже пережило запустение и застройку в 1990-е и 2000-е. По сути, мы реанимировали структуру 1930-х, приспособили ее под нужды и творческую атмосферу музея и вскрыли архитектурные слои, существовавшие до нас. Во время работы мы раскопали так много исторических сокровищ, что решили вывести работу над офисом на новый уровень: весной выходит книга об этом проекте – большое совместное исследование Музея, историков и архитекторов FORM.
Проект-номинант Best Office Awards 2018!
Приобрести билеты на церемонию награждения Best Office Awards 2018 и зарегистрироваться на форум Business & Design Dialogue 2018.